ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ

Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской платежной карты, срок действия, трёхзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, коды для подтверждения операций из смс-сообщений от банка.

Использовать услугу «3D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).

Для онлайн-покупок оформить отдельную карту (в том числе виртуальную) и не держать на ней большие суммы.

Быть осмотрительными, совершая покупки в Интернете – использовать только проверенные и официальные сайты, внимательно проверять адрес сайта.

Больше информации в Телеграм-канале «Цифровая грамотность» (@cifrgam).

 

Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во
все сферы жизнедеятельности человека. Однако технологии порождают и
новые виды преступной деятельности.
Владельцы банковских карт, чтобы не стать жертвой
киберпреступлений, нуждаются в постоянном повышении уровня своей
цифровой грамотности.
Поговорим об основных видах киберпреступлений, связанных с
хищением денежных средств:
мошенничество, совершаемое через социальные сети;
«фишинг»;
«вишинг».
МОШЕННИЧЕСТВО ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Мошенничество в социальных сетях – очень частое явление, причем,
существуют разнообразные его виды.
Как обманывают:
Получив несанкционированный доступ к аккаунту пользователя
(методом подбора пароля, с использованием поддельных «фишинговых
сайтов», вредоносного программного обеспечения), злоумышленник
осуществляет рассылку друзьям сообщений мошеннического характера.
Далее злоумышленник ждет отклика от ничего не подозревающих
интернет-друзей, а получив его, убеждает под разными предлогами
передать денежные средства или конфиденциальную информацию.
Некоторые примеры таких сообщений приведены ниже:
«Машенька, я нахожусь в России, у меня украли кошелек и
телефон. Срочно нужны деньги на билет домой. Отправь мне на
карт-счет (либо на мобильный номер телефона, кошелёк в
электронных платежных системах QIWI, WebMoney или номер
банковской платежной карты и т.д.) 5000 рублей (мошенник имеет
ввиду российских, т.к. не знает, что в Беларуси указанная сумма столь
существенна). Все верну по приезду.»;
«Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою
заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги.
Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом
отдашь мне. В долгу не останусь!»
Чтобы убедиться, что это действительно ваш знакомый, необходимо
ему позвонить или во время переписки задать вопрос, на который
мошенник гарантировано не будет знать верный ответ. После этого уже
можно точно знать, кто именно просит деньги.
ФИШИНГ

«Фишинг» – один из методов мошенничества, который заключается

2

Телеграм-канал «Цифровая грамотность» @cifgram
в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные
банковской карты владельца. Фишинговый сайт – это сайт или страница
сайта точно копирующий настоящий. Чаще всего подделывают
платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК).
Поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам
товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар и
оформления доставки. В данном случае фишинговые страницы содержат
сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль
и сервисы (такие как онлайн-консультант) того сайта, который копируют.
Назначением является получение от продавца путем введения в ячейки
всех данных банковской карты, включая полный номер и трехзначный код
с обратной стороны карты. Эти конфиденциальные данные, которые
заполучает создатель страницы, дают возможность перевести все деньги с
карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на
него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии
похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или
цифре. Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by,
belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by и
подобные.

ВИШИНГ

«Вишинг» – один из методов мошенничества, который заключается
в том, что злоумышленники, подменяя реальный номер телефона на номер
телефона банка, и выдавая себя за сотрудника банка или
правоохранительных органов под предлогом отмены операции (отмены
онлайн-кредита, возврата случайно списанной суммы или разоблачения
недобросовестного сотрудника банка) выманивают у держателей
платежных карт конфиденциальную информацию – номер, срок действия,
трехзначный код на обороте – или побуждают к установке программного
обеспечения (удаленного доступа) для действий с интернет- или м-
банкингом.
Также, мошенники могут перечислить небольшую сумму денег на
вашу карту и позже попросить вернуть деньги на указанные реквизиты.
Целью такого обмана является пополнение именно вами какого-то
определенного счета, например, как подтверждение готовности оплаты
вами за дорогостоящие вещи, взятые мошенником в кредит. В таком
случае необходимо обратиться в банк с заявлением о незаконно
зачисленной сумме.
Еще одним из предлогов для совершения преступления может быть
сообщение о том, что недобросовестный сотрудник банка разгласил ваши
личные данные, вследствие чего несколько банков одновременно
оформили заявки на открытие кредитной линии. Для аннулирования этих

3

Телеграм-канал «Цифровая грамотность» @cifgram
кредитов необходимо обратиться в банки с заявлением на кредит, а
полученные деньги нужно будет перевести на указанный специально
созданный счет (злоумышленнику) для закрытия случайно оформленного
кредита, чтобы не портить кредитную историю.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ

ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ

Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской
платежной карты, срок действия, трёхзначный секретный код на обороте,
логины и пароли доступа к банкингу, коды для подтверждения операций
из смс-сообщений от банка.
Использовать услугу «3D Secure» и лимиты на максимальные суммы
онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).
Для онлайн-покупок оформить отдельную карту (в том числе
виртуальную) и не держать на ней большие суммы.
Быть осмотрительными, совершая покупки в Интернете –
использовать только проверенные и официальные сайты, внимательно
проверять адрес сайта.
Больше информации в Телеграм-канале «Цифровая грамотность»
(@cifrgam).

Наиболее распространенный способ выманивания персональных данных – введение в заблуждение в ходе разговора в мессенджере.

Совершая звонок в мессенджере, злоумышленники представляются работниками банков, сообщают что в настоящий момент осуществляются подозрительные операции по банковской платежной карте или по вкладу. «Для установления личности» предлагают назвать свои данные, в том числе данные карты и личный номер, а также коды из смс-сообщений. В большинстве случаев злоумышленники обращаются по имени, могут также назвать последние 4 цифры банковской карты.

В Новополоцке местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов, переведенных с нескольких ее счетов.

Злоумышленники настаивают на проведении отмены операций. Для этого предлагают установить указанную ими известную программу удаленного доступа к устройству. Затем, чтобы проверить баланс счета, просят войти в свой интернет-банкинг. В свою очередь, установленная программа предоставляет злоумышленникам возможность видеть все происходящее на телефоне или компьютере, в том числе введенный пароль для входа в банкинг.

После телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, в ходе разговора в мессенджере представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.

Злоумышленники также представляются сотрудниками правоохранительных органов. Под предлогом совместного разоблачения недобросовестного сотрудника банка, который используя ваши данные, оформил заявку на кредит от Вашего имени. Убеждают взять еще несколько кредитов и перевести их на «специально созданный защищенный счет», а после окончания «спецоперации» вернуть все деньги. При этом суть этой «спецоперации» необходимо держать в тайне.

Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.

В августе и сентябре в Орше пожилой мужчина и рабочий завода в трёх банках взяли кредит на сумму более чем на 17 и 15 тысяч рублей каждый и, доверяя собеседникам из Viber, исполнили задания – перевели деньги на указанный киберпреступниками счет. Аналогичное преступление случилось в Витебске, рабочая крупного предприятия наличными взяла два кредита в банках на сумму более 9 тысяч рублей и через терминал перевела их на указанные ей злоумышленниками счета. И это только некоторые примеры.

Новым способом мошенники получают реквизиты банковской карты через детей держателей карт, в ходе общения в соцсетях под видом сверстников.

11-летняя девочка в ходе «дружеской» двухнедельной переписки в социальной сети с виртуальной подружкой, по ее просьбе передала собеседнице фотографии платежной карты матери, тем самым сообщив персональные данные. Заполучив данные карты, злоумышленники перевели с нее все имеющиеся средства. В ходе общения с ребенком, можно попросить передать и другие данные, такие как фотографии паспорта или смс-коды, что может повлечь открытие онлайн-кредита.

Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например фото банковской карты.

Взломав аккаунт студентки витебского ВУЗа, от ее имени отправили сообщение с просьбой оказать материальную помощь на указанную банковскую карту в связи со скоропостижной смертью ее матери. Или от имени сестры, прислали сообщение с просьбой оплатить кредит, так как в этом месяце много потратила, а деньги вернет после зарплаты.

Или например другое сообщение: «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»

Злоумышленники также пользуются методом фишинга, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца. Фишинговый сайт – это страница сайта созданная как точная копия настоящей. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК). Поддельные страницы присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар, на который оформлена доставка. В таком случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, в том числе и онлайн-консультанта. Злоумышленники убеждают продавца товара ввести данные банковской карты, включая имя владельца, полный номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны карты. Данные, которые заполучает создатель страницы, дают ему возможность перевести все деньги с карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или цифре.