СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,

нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.hello_html_4ea86971.png

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • Еhello_html_m5ba36f81.pngсли вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявлять самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребёнка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению.
Увы, многие родители порой готовы сделать за ребёнка всё - он долго возиться будет, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Её оборотная сторона – трудно восполняемые издержки воспитания.
Если постоянно глушить стремления ребёнка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребёнок всегда будет ждать, когда за него всё сделают взрослые.

Рекомендации для родителей:

• Важно не оставлять без внимания попытки ребёнка самостоятельно выполнять то или иное действие. (Конечно, те из них, которые не выходят за рамки разумного. Ведь маленький ребёнок ещё не в состоянии ещё оценить свои возможности, может попытаться делать что-то непосильное: наливать горячее или поднимать слишком тяжёлое.) Каждое достижение ребёнка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении.
• Воспитание самостоятельности часто связано, прежде всего, с привлечением ребёнка к участию в одевании, умывании и кормлении. Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность у усилию, которые в дальнейшем явится необходимым условием трудового воспитания ребёнка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя всё за ребёнка, пекутся о его же благе, «облегчают» будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам.
• Самостоятельность - это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребёнка часть времени проводить без взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем.
• Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устраняя взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет однообразно: возит машину вперёд и назад. Надо посоветовать ему, как продолжить игру. Может быть, для той же машины построить гараж. В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.