Советы психолога

Памятка детям и подросткам  «Это важно знать!»

       Прочитай внимательно и запомни, что должно насторожить тебя при знакомстве с новым человеком:

  • Человек не смотрит в глаза;
  • Человек очень много говорит, чтобы убедить тебя в чем-то;
  • Человек очень старается тебе понравиться;
  • Человек приглашает пойти в незнакомое место и уверяет, что это безопасно.

Как вести себя с незнакомым человеком в подобной ситуации? Прежде всего, не следует бояться показаться трусом. Вежливо откажись от любых его предложений:

  • Спасибо, мне это не интересно (я этого не хочу делать).
  • Спасибо, я лучше останусь здесь и подожду друзей (родителей).
  • Запиши в мобильный телефон SMS, которое в случае опасности ты сможешь отправить родителям и тем самым оповестить их, что с тобой что-то случилось.

 

Учащимся

Компьютерная зависимость.

Что это такое?

Если ты сидишь на компьютере по 12 часов в день это еще не значит что ты зависим. Если ты программируешь, пишешь какие-то отчеты и тому подобное - это все не зависимость. Если же ты используешь компьютер для игр, прослушивания музыки, скачивания музыки, фильмов, программ, для просмотра порнушки, для разговоров в чатах, форумах, для ведения дневника, для хождения по бесчисленным страницам интернета в поисках чего-то такого, необычного и нового, а на деле абсолюто бесполезного, то у тебя скрытая компьютерная зависимость. Наиболее опасны компьютерные игры. Они затягивают и превращают человека в слабого, больного и абсолютно безвольного наркомана. Те кто использует компьютер для вышеперечисленных целей, лучше бы у вас его никогда не было, самое правильное что вы можете сделать, это продать его. Даже разбить и выкинуть из окна было бы абсолютно правильным решением. Но скорее всего вы это сделать уже не сможете. Если ты пытаешься ограничить свое время за компьютером, понимая бессмысленность такого времяпрепровождения, а у тебя ничего не получается, то у тебя определенно компьютерная зависимость.

Как же она зарождается?

Никто не предупреждает о последствиях. У друзей, знакомых, на работе, в школе - везде где есть компьютер. Можно поиграть в какую-нибудь игрушку, посмотреть фильм, послушать музыку. Как сейчас помню мою первую игрушку - нажатием пробела робот перепрыгивал через препятствия. Это был 80286. Меня игрушка заинтересовала, но так как компьютера у меня не было, то я про нее забыл. Сейчас же игры настолько захватывают, что можно впасть в зависимость уже за несколько дней. У друзей, в школе чаще всего играют в игры, мало кто использует компьютер как "калькулятор". Благодаря играм десятки моих знакомых подсели на компьютерную иглу. На школьных оценках это поначалу сильно не сказывается, однако со временем мозг перестраивается и уже не реагирует на школьный материал. Уроки делаются лишь поздно вечером либо вообще не делаются.

Последствия.

Компьютерная зависимость несет за собой тяжкие последствия. Повыщается утомляемость, болезненность. Часто хочется спать. Зрение падает до минимума. Глаза красные и болят. Невозможность сосредоточится. Мозг переходит в некое иное состояние, концентрация уменьшается, запомнить уже практически ничего невозможно. Память притупляется. Огромный поток информации с компьютера делает концентрацию на каком-либо деле абсолютно бессмысленной. Информация по привычке просеивается, выделяется только самое сенсационное, а такого все меньше, удалить потребность в сенсации все сложнее. Последствия для мозга и социальных контактов вообще катастрофичны и не поддаются описанию. Работа, университет, школа отходят на второй план, замещаются, становятся обузой. Возникают проблемы в общении, учебе, работе...

День из моей жизни.

Утром сложно проснуться, состояние подавленное. Если домашних нет дома, то в первую очередь включается компьютер, интернет. Начинается погружение. Когда сидишь на компьютере то улучшается настроение, становишься как бы нормальным человеком. Но это лишь видимость. Незаметно проходит время, в такие моменты можно забыть даже о еде. Мир вообще становится невозможно представить без компьютера - в центре внимания именно он. Университет уже не играет особой роли, его можно запросто пропустить, успокоить себя тем что не много потеряешь если не пойдешь на лекцию. Сидеть можно по 15 часов в день, без перерыва, только если очень нужно можно отойти на пару минут, но постоянно тянет туда к компьютеру. Ночью тоже самое, никак не хочешь слазить с компьютерной иглы. Продолжаешь снова и снова тянуть время, идя спать в 2-3 часа ночи. И так каждый день. Невозможно отказаться от компьютера. Если бы его не стало, то потерялся бы смысл всей жизни. Он и есть смысл в компьютере вся жизнь. То что все это сильно влияет на мозг тут нет никакого сомнения. Мозг просто взрывает и выворачивает, заполняется лишь одними мыслями о компьютере. Если сидишь без дела, либо пытаешься отгородится от компьютера, то постепенно тянет все сильнее. Наконец срываешься, мозг говорит лишь дай дай дай. Кроме компьютера ничего больше не нужно.

Чаты, идеи киберпопса, п2п-сети, игры и особенно онлайновые игры - все это направляет мозг в тупик. Интернет - это вообще опасная штука. Везде на каждом шагу в интернете лежат сотни ловушек, которые сложно разглядеть. Компьютерная зависимость привела к тому что я с треском провалил все экзамены в университете и сейчас даже не могу сказать что ждет меня в ближайшем будущем.

 

Организация и самодисциплина.

  • Определите точно свою цель, конечную цель.
  • Выделите главное, сосредоточьтесь на теме. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела, выполняйте их в порядке очередности.
  • Придумайте себе стимулы и поощрения. Превратите занятия из «надо» в «хочется».
  • Установите твердые реальные сроки, придерживайтесь намеченных дат. За перенесение сроков – наказание.
  • Проявляйте решительность. Не останавливайтесь на достигнутом.
  • Научитесь говорить «нет». Избегайте навязанных, бесцельных знаний.
  • Ведите разговор по телефону на деловом уровне: выясните недоразумения, договоритесь о встрече.
  • Заведите записную книжку, еженедельник. Записывайте предстоящие дела, яркие мысли, номера телефонов и т. д. оставляйте записки для себя на письменном столе, у зеркала…
  • Позаботьтесь о своем окружении, тактично давайте понять любящим поболтать, что вы в цейтноте.
  • Учитесь слушать: уточняйте где, когда, как, что, почему?
  • Избегайте шаблона в работе. По возможности пользуйтесь компьютером, интересуйтесь, как другие люди экономят время.
  • Не упустите из виду мелочи. Имейте под рукой запас предметов наиболее часто употребляемых в работе, быту.
  • Приступайте к делу сразу же.
  • Полностью используйте время (в транспорте, ожидая в очереди – мысленно планировать предстоящий день, обдумывание решаемых задач, просматривание записок).
  • Следите за тем, на что вы тратите свободное время. Будьте более разборчивы в выборе кинокартин и телепередач, книг, журналов.
  • Учитесь переключаться (например, с сидячей работы на двигательную активность).
  • Начинайте день раньше на 15 –20 минут раньше, когда предстоят особо важные дела.
  • Воспитывайте уважение к своему времени. Время невосполнимо.

  

 

Зачем человеку общение?

Общительный  человек   смело шагает навстречу людям. Если у  тебя доброе сердце, чистая душа, пытливый  ум  и здоровая  любознательность  –  интересные  встречи  и  море  событий  обязательно произойдут. Общительность пополнит твой жизненный багаж новыми знакомствами и полезными делами. Возможно, деловые встречи покажутся тебе менее интересными и более скучными, но зачастую именно они приносят осознание собственной значимости. Разве ты бы открыл  в  себе   математические   способности  или,   например,   музыкальный дар, отказавшись ходить в школу. Ведь именно учитель, общаясь с тобой, выявляет твои способности, помогает развивать их. Также, огромное значение в жизни человека имеет общение с родителями. Разговаривай почаще  со  своими родителями, сообщай  им  новости  твоей  жизни. Старайся  не обманывать родителей. Тайное всё равно становится явным. Чаще всего родительский запрет оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено всё! Возвращение домой к определенному времени – это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, родители же волнуются.

И  всё - таки  чаще, чем  со  взрослыми,  тебе  приходится  иметь  дело  со  своими ровесниками. Общение с ними составляет важнейшую часть твоей школьной жизни.

Но всегда ли оно бывает радостным? Многое зависит от того, как ты умеешь строить свои отношения с ребятами.

Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека

Помни, каждый достоин уважения, так как он – человек.

Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нём хорошее.

Не замечай мелкие недостатки товарищей. Ты тоже не идеален.

Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто- то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

И последнее, старайся участвовать во всех делах класса, во внеклассных мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

Что такое гнев и агрессия и как с ними бороться.

Гнев – это, прежде всего результат неумения справится с самим собой. Окружающий мир и люди в нём не всегда соответствуют нашим требованиям и желаниям. Мы пытаемся изменить это. Если не удается – мы гневаемся. Но от нашего гнева, как правило, ничего не меняется, разве что ещё больше ухудшается настроение. Мы становимся агрессивными. Что такое агрессия? Очень часто в детском и подростковом возрасте, человек сердится на самого себя. И чаще всего зря.

Вам кажется, что вы должны быть сильнее, выносливее, более умелыми и умными. Конечно, стремиться к лучшему – это нормально, однако, не следует забывать, что ваши рост и развитие организма ещё не закончились, и должно пройти время, прежде чем вы овладеете какими – то  нужными навыками. И не стоит на себя за это сердиться. Но уже сейчас вы можете научиться некоторым упражнениям, которые помогут вам владеть собой в трудных жизненных ситуациях, не поддаваться сиюминутным приступам гнева, снижать агрессивность. Можно сделать упражнение. Оно очень простое и короткое. Положите ладонь на стол и попробуйте согнуть указательный палец. Причем так, чтобы согнулся только он, и в этот момент не работали другие пальцы. Если не получается, не расстраивайтесь, для того чтобы овладеть этим на первый взгляд нехитрым упражнением, нужно потратить некоторое время. Только тогда ваше тело останется совершенно спокойным при сгибании одного-единственного пальца. Повторяйте это упражнение в своё свободное время и попробуйте во время этого почувствовать, какие именно мышцы были включены в работу.     
Умение прислушиваться к своим движениям – начало работы по освоению власти над самим собой. Не кулаки и бранные слова у владеющего собой человека управляют его жизнью, а, наоборот, он сам может отдать любой приказ своему телу.

 

О режиме дня.

Тот, кто его соблюдает, воспитывает в себе силу воли, приучается к дисциплине,ценит и чувствует время, контролирует свой день, даже не глядя на часы.

Если установленный распорядок ничем не нарушается, режим становится настолько привычным, что ты будешь следовать ему не только в будни, но и в праздники, и даже в каникулы.

Итак, если  ты  учишься в первую  смену, отдохни  после школы  часа  два. За Выполнение домашнего  задания принимайся  не позднее 16 часов. Если ты учишься во вторую смену, не следует спать до обеда. Не нужно тратить на сон самое продуктивное время дня. Составь себе расписание на каждый день и постарайся строго следовать ему.

Тебе приходится много заниматься, и глаза, конечно, устают. Для сохранения зрения очень большое значение имеет правильное освещение. Источник света- то есть твоя настольная лампа – должна находиться слева от тебя, чуть спереди.

Лучше, если лампа будет прикрыта абажуром.

Домашние задания выполняй в определенной последовательности. Начни с того, что потруднее. Сначала  делай  письменные уроки, а  потом – устные. Чтобы не переутомляться, через каждые полчаса делай перерыв. Перерыв   используй для того, чтобы сделать несколько гимнастических упражнений. В конце  перерыва умойся холодной водой.

Твой сон должен продолжаться не менее 9 часов. Помни: учеба будет успешной только в том случае, если ты отлично себя чувствуешь.
В наши дни трудно обойтись без компьютера. Он есть у многих из вас. Что ж –это не плохо, если ты соблюдаешь  некоторые  правила, которые  помогут тебе избежать вредных последствий излучения от экрана.

Помни, без перерыва за  компьютером можно сидеть не  больше 30 минут. А  в день общее  время  не  должно превышать  двух часов,  так как  переутомление значительно  снизит  работоспособность.  Ты  будешь  не  способен сконцентрироваться  на  чем-либо   важном,  повысится   раздражительность.

Подумай  сам,  хочешь  ли  ты  превратиться   из  жизнерадостного  ребенка   в болезненного ворчуна? А  ведь  ты  ещё  столько  интересного  в жизни не узнал, многому не научился! А всему виной будет твоё небрежное отношение к своему здоровью.

Знаешь пословицу: « Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь  характер, посеешь  характер – пожнешь судьбу». Привычка к режиму дня   поможет   тебе   разумно   распределять  свои  силы,  не  переутомляться, чувствовать себя всегда свежим и здоровым.

Они помогут нам понять себя… (Инклюзивное образование)

 У них нет рук…  А  у нас есть, и, видимо, поэтому мы все реже протягиваем друг другу руку помощи.

Они остро нуждаются в слуховых аппаратах. Зато мы — люди слышащие – иногда не способны услышать, как стучит чье-то обиженное сердце.

Некоторым из них так нужен поводырь… А мы, зрячие, так мастерски умеем закрывать глаза на чужую боль.

Порой они сжимаются под нашими жалостливыми взглядами, но ведь и жалостью можно ужалить.

Они — это ЛЮДИ с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

 Отношение к людям с особенностями развития, степень их участия во всех сферах жизни определяют уровень цивилизованности общества и уровень его образованности. За рубежом существуют богатый теоретический и практический опыт совместного образования особенных и обычных детей. Количество детей, которым необходима помощь профессионалов, растёт с каждым годом. В Республике Беларусь по данным 2014 года каждый 7-ой ребёнок – это ребёнок с особенностями в развитии. Поэтому у нас в стране  давно стала актуальной проблема разработки  такой модели образования, которая бы позволила особенным детям развиваться не изолированно от сверстников,  а успешно  социализироваться.

Такую возможность даёт инклюзивное образование.  Буквальное значение  этого слова  - «включение». Включение особенных детей в жизнь общества, в жизнь школы, класса.

Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.            

Инклюзивное (включающее) образование базируется на 8 принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В Республике Беларусь разработана Концепция развития инклюзивного образования (2015 – 2020). Она направлена на решение следующих задач:

  • определение основных целей, принципов развития инклюзивного образования;
  • совершенствование нормативных, правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов осуществления инклюзивного образования;
  • привлечение к реализации этих идей общественных объединений, родительской общественности;
  • проведение исследований в области развития инклюзивного образования и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику;
  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей всех обучающихся;
  • усовершенствование научно-методического и  учебного обеспечения всех категорий обучающихся;
  • обновление содержания, форм и методов работы с различными категориями учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • подготовку и развитие кадровых ресурсов инклюзивного образования.

Инклюзия может быть полезной для всех её участников.  Для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в обучении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами.  Для обычных  детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт.  Здоровые сверстники становятся толерантными.  Пониженная дискриминация  ведёт к более миролюбивому обществу. Школы и учителя внимательнее реагируют на потребности каждого ученика. Инклюзия  вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц, а значит, предполагает непрерывный поток услуг.

Инклюзивная школа. Какая она?

  • в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива;
  • инклюзия раскрывает каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям;
  • ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества;
  • пониманию инвалидности обучены сверстники, учителя, родители здоровых детей, весь персонал школы;
  • все учащиеся изучают историю инвалидного движения, воспринимают человеческие различия как обычные;
  • быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения;
  • все участники образовательного процесса убеждены: «Другой – не значит плохой».

 Благословляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще "особенные" дети...
Они как ангелы, "целители души "!

Они в наш мир не зря приходят.
К нам посылают ангелов-детей,
Особенных детей, как испытанье, вроде,
А в самом деле, чтоб  лечить людей. 

Особенные дети, как с другой планеты.
К нам присылает их господь не зря!
Они нам раскрывают душ секреты.
Они помогут нам понять себя...