Профилактика суицидоопасного поведения

 Телефон доверия

Для тех, кто оказался

в сложной жизненной ситуации

 

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ:

 

г.п.Россоны

 

«Телефон доверия» в ТЦСОН - 5-26-72, психолог консультирует с 8 до 12 часов, понедельник-пятница.

Телефон «Службы быстрого реагирования» - Социально-педагогического центра – 5-63-41, будние дни (с 08.00 до 17.00).

 

г. ПОЛОЦК

 

ГУЗ «Полоцкая центральная городская больница. Центр дружественный подросткам «ОТКРОВЕНИЕ»»  8 (0214) 46-76-55 (по будням 8.00-17.00)

(Работают специалисты: психолог, валеолог, акушер-гинеколог, педиатр)

УЗ «Полоцкая областная психиатрическая больница»  8 (0214) 77-22-20 (8.00-20.00)

 

г. НОВОПОЛОЦК

 

УЗ «Новополоцкая центральная городская больница.

Психоневрологический диспансер»  8 (0214) 37-13-75 (по будням 8.00-17.00)

 

г. ВИТЕБСК

 

УЗ «Витебский областной детский клинический центр»

8 (0212) 61-60-60 (круглосуточно)

 

УЗ «Витебская областная детская клиническая поликлиника.

Центр здоровья молодежи» 8 (0212) 57-24-71 (по будням 9.00-12.00)

(Работают специалисты: психолог, уролог-андролог, гинеколог.

Консультирование для подростков и молодежи.

Бесплатно. Анонимно. Конфиденциально)

 

г. МИНСК

 

УЗ «Городской клинический психиатрический диспансер г.Минска»

Экстренная психологическая помощь для взрослых

8 (017) 290-44-44 (круглосуточно)

для детей и подростков 8 (017) 263-03-03 (круглосуточно)  

для пострадавших от домашнего насилия:8 017 317 32 32; 8 801 100 8 801 

Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов:

8 801 100-21-21 (по будням с 9.00. до 17.00, бесплатно)

Общенациональная детская линия помощи 8 801 100-16-11

Круглосуточная прямая телефонная линия министерства внутренних дел по приему о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей (8017-372-73-87)

 

Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии (+375212692960)(+375212693001)(+375212692933)

 

Телефон доверия Россонская средняя школа им.П.М.Машерова (802159 5-21 66)

свернуть

Стадии протекания личностного кризиса

Стадии протекания личностного кризиса

Первая стадия кризиса – дезорганизация. 

Это наиболее трудная фаза с преобладанием разрушительных тенденций. Личность выходит из устойчивого состояния равновесия и стабильности. Это касается как психологических, так и социальных аспектов жизни человека. Личность убеждается в ограниченности своих взглядов на жизнь, на других людей, на самого себя. Нарастают трудности в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. Человеку либо вообще непонятны новые ожидания и требования со стороны других людей, либо он не может (или не хочет) им соответствовать.  

Личность зачастую начинает терять интерес к той деятельности, которая недавно составляла основной ее смысл. В этой ситуации очень легко попасть в порочный круг, усугубляющий личностный кризис. Неудачи в различных видах учебной или профессиональной деятельности еще больше дезорганизуют личность. Жить в таком режиме долго человек не в состоянии, так как это колоссальное напряжение всех его сил (к тому же часто неплодотворное). В результате человек может резко ограничить свое взаимодействие с внешним миром. «Непонятый», «обиженный» этим миром, он уходит в себя, становится необщительным и замкнутым. «Пограничное» состояние очевидно. Для большинства людей это возможность лучше разобраться в себе и ситуации, найти ответы на предъявленную жизнью проблему. 

«Уход в себя» в особо тяжелых случаях может развиваться и в направлении  личностной катастрофы, когда человек не нашел ответов на проблему, оказался в тупике, убедил себя в своей несостоятельности, никчемности, «никому не нужности». Жизнь кажется бессмысленным тяжелым бременем. 

Без посторонней помощи и тактичной поддержки выбраться из этой кризисной ситуации бывает крайне сложно. Однако человек может найти неверные, социально неприемлемые ответы на свою жизненную проблему. Тогда мы имеем дело с девиантным поведением, десоциализацией. 

Вторая стадия кризиса – реорганизация личности. Это период ее обновления, роста, изменения. Личность, обретая новые черты, получает возможность развития, овладения новым статусом, «ролевым репертуаром». Даже если кризис разрешается не очень эффективно, человек так или иначе адаптируется к новым условиям, то есть ресоциализируется. 

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом — депрессия.

Она определяется как аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Депрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Для постановки диагноза должны присутствовать дополнительные признаки депрессивного эпизода, и симптомы должны проявляться почти каждый день не менее чем в течение двух недель. Часто отмечаются: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяется потребность в сне: возникают бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Это иногда сочетается с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками.

Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования.

Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами, как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. В предпубертатном возрасте тревога разлуки может появиться или усилиться во время основного депрессивного эпизода. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.

свернуть

Симптомы депрессии у детей и подростков

Симптомы депрессии у детей и подростков

  • Дисфория, или потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.
  • Изменение аппетита и веса тела.
  • Потеря энергии.
  • Изменение продолжительности сна.
  • Изменение психомоторной активности.
  • Чувство собственной никчемности или вины.
  • Мысли о смерти.
  • Суицидальные намерения или попытки.
  • Социальная замкнутость.
  • Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.
  • Несвойственная раньше агрессивность.
  • Соматические жалобы.
  • Ожидание наказания.

Что делать? Как помочь?

  1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста. Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
  2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались. Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.
  3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»). Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.
  4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.
  5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.
  6. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
  7. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.
  8. Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.
  9. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребёнка, независимо от того, что он говорит.
  10. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.
  11. Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.
  12. Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью: психолог, невролог, психотерапевт. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

 

свернуть

План работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся

подробнее...

Что такое “суицид”?

подробнее...

Что делать, если Ваш ребенок оказался в кризисной или стрессовой ситуации

подробнее...

Профилактика суицидального поведения

подробнее...

Признаки приближающегося кризиса

подробнее...

Портрет ребенка, склонного к суициду

подробнее...

Кризисные состояния у детей и подростков

подробнее...