ГУО «Социально-педагогический центр Россонского района «Профилактика сексуального насилия в отношении несовершеннолетних»

ГУО «Социально-педагогический центр Россонского района
«Профилактика сексуального насилия в отношении

несовершеннолетних»

Сексуальное насилие или развращение  – это вовлечение ребёнка
с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу
возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со
взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное
удовлетворение или достижение корыстных целей.
Заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над
ребенком обязательно оставляет физические свидетельства. Сексуальное
насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Преступления
против половой неприкосновенности детей включают в себя не только
половой акт, но и развратные действия растлевающего характера.
К сексуальному насилию относятся: демонстрация взрослым
человеком ребенку своих половых органов; ласки и прикосновения к
половым органам ребенка; сексуальные игры и половой акт с ребенком;
демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического
содержания; вовлечение ребенка в изготовление порнографической
продукции; вовлечение ребенка в занятия проституцией.
Принуждение взрослым несовершеннолетнего к сексуальным
действиям может осуществляться при помощи не только физической силы,
но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической
расправы.
В уголовном законодательстве Республики Беларусь сексуальное
насилие или развращение несовершеннолетних выделены в отдельную
главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой
свободы».
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко
обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда
пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то
поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом
внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.
Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним
насилии, в значительной степени внушены насильником:
 страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать
насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку,
расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
 низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими
детьми – нет, значит, я это заслужил);
 чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
 отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только
хуже);

 стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
 отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
 любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
Признаки сексуального насилия.
Поведенческие признаки:
- внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то,
замкнутость (нелюдимость, отказ играть со сверстниками, держится в
стороне от всех и др.), нездоровая реакция на определенные места и
конкретных людей, повышенный страх лиц определенного пола (только
мужчин, или только женщин), боязнь социального физического контакта;
- сексуальное отыгрывание; неожиданное употребление сексуальных
терминов или присваивание новых названий для частей тела;
стеснительность или уклонение от привязанности к семье,
несоответствующая возрасту осведомленность в вопросах сексуального
поведения;
- нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в
раздевалке.
Признаками сексуального насилия являются также 
(характерны для младших детей и подростков):
высказывания, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные
знания, часто сказанные невзначай;
рисунки на явно сексуальные темы;
взаимодействие с другими людьми с сексуальным подтекстом (например,
сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям, сексуальная
активность в отношении сверстников, сексуальные предложения или
жесты старшим людям);
сексуальные действия с животными или игрушками (особо характерно для
детей младшего возраста);
чрезмерная мастурбация;
беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами,
занятие проституцией (проявляется в подростковом возрасте). 
Психологические признаки:
Следует помнить, что психологические реакции детей, переживших
сексуальное насилие, зависят, в первую очередь, от возрастных
особенностей.
5-6 лет. В этом возрасте изменения особенно проявляются в
эмоциональной сфере: постоянно пониженное настроение, тревога,
чувство вины и страха. У многих детей может наблюдаться беспокойный,
прерывистый сон с устрашающими сновидениями, отмечаются
неприятные ощущения в области живота, периодически возникает энурез и
энкопрез. Игры также носят сексуальный характер, могут появляться
элементы агрессии (вырывать ног, руки у куклы, рвать одежду).
7-10 лет. Дети отличаются замкнутостью, нежеланием контактировать с
людьми, вплоть до появления симптомов аутизма. Возникают чувства
стыда, отвращения, недоверия к миру. Также могут наблюдаться

нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные
действия с другими детьми.
11-13 лет. К вышеописанным признакам младшего школьного возраста
могут добавиться пониженное настроение, депрессия, необщительность,
низкая самооценка, агрессивное поведение. Отмечается
сексуализированность поведения. У мальчиков могут возникать
нарушения половой ориентации.
13-18 лет. Наряду с перечисленными признаками у подростков данной
возрастной категории ярко проявляется отвращение, стыд, вина,
недоверие, противоречивые чувства по отношению к взрослым,
сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей,
агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости,
непоследовательность и противоречивость поведения, чувство
собственной ненужности, что может выражаться в попытках суицида,
самовольных уходах/побегах.
Физические признаки (медицинские):
Законными представителями, специалистами учреждений здравоохранения
могут быть обнаружены повреждения генитальной, анальной областей,
нарушение целостности девственной плевы, «зияние ануса», следы спермы
на одежде, коже, в области половых органов, бедер, заболевания,
передающиеся половым путем, беременность, недержание кала, энурез,
нервно-психические, психосоматические расстройства.
ВАЖНО! У ребенка, пережившего сексуальное насилие, не обязательно
должны быть выражены все перечисленные признаки, некоторые могут
просто отсутствовать. Кроме того, взятые в отдельности они могут
наблюдаться и при других формах жестокого обращения с детьми,
пренебрежения их жизненно важными потребностями. Однако
обнаружение у ребенка нескольких из перечисленных особенностей
является серьезным основанием для подозрения в совершении над ним
сексуальных насильственных действий.
Что предпринять, если Ваш ребенок оказался в ситуации
домогательств, физических наказаний, унижения, запугивания,
изоляции, постоянного высмеивания, критики со стороны другого

родителя и сверстников:

1. Самый первый и важный шаг — установление доверительных
отношений с ребенком. Многие дети не могут рассказать о случившемся
взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов
кроется в том, что насильник, как правило, авторитетнее и сильнее, чем
жертва. Поэтому родитель всем поведение должен дать понять ребенку
 «Я тебе верю, ты говоришь правду»
2. Постараться, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и
безопасно. Убедить ребенка, что он не виноват в том, что
произошло. Преодоление чувства вины является самым важным моментом
в улучшении состояния ребенка. Вина носит всепоглощающий характер,

провоцирует различные искажения в представлениях о себе и своих
поступках.
3. Поддержать и одобрить его поведение: «Хорошо, что ты не испугался
рассказал, вместе мы быстрее справимся, разберемся» Позитивная,
эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из
ситуации насилия являются важными очень моментами. Ребенку
необходима помощь в преодолении страхов, возникающих после
раскрытия фактов насилия.
4. Найти резервы поддержки и помощи, поговорить и уверить ребенка,
что если нужно, многие другие люди смогут вам помочь, которым можно
довериться (родственники, знакомые, учителя, соседи, службы социальной
защиты, милиция, органы опеки и попечительства и пр.).
5.Создать условия для пресечения насилия “Что мы можем сделать,
чтобы подобного не повторилось?”. Здесь нужно обсудить поведение
ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие. Затем найти
вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации.
6. Вселить уверенность в завтрашнем дне фразой
«Я знаю, что мы справимся с проблемой. Мы сильные!»
7. Обязательно обратиться за в правоохранительные органы и за
психологической помощью.