Праздник « Моя семья, мой дом»

 

Праздник « Моя семья, мой дом»

Цели:

  • Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родителям;
  • Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Ход праздника:

Учитель:

Благослови, господь, семью –

творения  венец,

На головёночках детей

покоится земля,

Святая Троица земли –

Ребёнок, Мать, Отец,

И человечество само

Не что-нибудь – семья.  Е. Евтушенко

 - Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я предлагаю вам окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Какое красивое слово – семья. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это те, с кем всегда рядом очень тепло и уютно. Поэтому сегодняшняя наша встреча – это праздник светлого и теплого слова «Семья».

1 ученик:

Что такое семья? Вы спросите меня.

Я отвечу вам с удовольствием,

Что семья-это дом, дворик мой за окном,

И семья-это малая родина

2 ученик:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

3 ученик:

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем!

(Звучит песня «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Сл. и муз. Н. Тананко)

1.На небе светит солнышко лучисто,

И птицы звонко песенки поют.

И в доме нашем так светло и чисто,

В нем доброта и радость, и уют.

ПРИПЕВ:

Потому что друг друга любя,

Мы живем - мама, папа и я,

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка -

Очень дружная семья.

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка -

Очень дружная семья.

  1. И если с кем-то трудности случатся,

На помощь все торопятся прийти.

Нельзя в семье ни злиться, ни ругаться,

А если вдруг обиделся - прости.

ПРИПЕВ:

Потому что друг друга любя,

Мы живем - мама, папа и я,

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка -

Очень дружная семья.

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка -

Очень дружная семья.

  1. Когда-то мы родителями будем,

Мы тоже семьи создадим свои.

И главного мы в жизни не забудем -

Семья - святое место для любви.

ПРИПЕВ:

Потому что друг друга любя,

Мы живем - мама, папа и я,

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка -

Очень дружная семья.

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка -

Очень дружная семья.

 

Учитель: Как появилось слово «семья»?

4 ученик:

Когда появилось слово «семья»?

 Ведь раньше о нём не слыхала Земля…

 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 – Сейчас я тебе семь вопросов задам –

 Кто деток родит мне, богиня моя?

 И Ева тихонько ответила: «Я».

 – Кто их воспитает, царица моя?

 И Ева покорно ответила: «Я».

 – Кто платье сошьёт, постирает бельё,

 Меня приласкает, украсит жильё?

 «Я, я – тихо молвила Ева, – я, я», –

 Сказала она чудесных семь «я».

 Вот так на Земле появилась Семья.

5 ученик:

Гремите громче, трубы,

 Звонче звените, колокола,

 На встрече нашей сегодня

 Вся моя семья!

6 ученик:

 Всех, кого люблю я

 И сердцем и душой,

 Сегодня в этом зале

 На празднике со мной.

7 ученик:

 Праздника такого нет в календаре,

 Но для нас он важный самый в жизни и в судьбе.

 Без него мы просто не смогли бы жить,

 Радоваться миру, учиться и творить.

Игра на музыкальных инструментах.

8 ученик:

 Когда родилась наша дружная семья,

 Рядом с папой и мамой не было меня.

 Часто я смотрю на фото их красивое,

 И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

 Спрашиваю папу: «Где я был тогда»?

 Отвечает папа: «Не было тебя»!

 Как же может быть такое, чтобы без меня

 Родилась такая дружная счастливая семья?

Учитель:

- Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи  в старину были большие и дружные. Я нашла тому много свидетельств. Вспомним, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. В них говорится о семье вот что:

  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Жизнь родителей в детях.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.

В те давние времена в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек. Одни по хозяйству помогали, другие в поле, третьи уроки учат. Такой дом был настоящей крепостью. За младшими ухаживали старшие, жили  весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом кормили всю страну.

- Готовясь к мероприятию, учащиеся писали сочинения о своей семье. Вот что они написали.  («Устами детей» зачитываются детские сочинения)

Приятно было узнать, как дети с любовью отзываются о своих семьях, как рассказывают о семейных  традициях :

  • Собираться всей семьей в родительском доме и отмечать семейные праздники.
  • Вместе трудиться и отдыхать.
  • Находить общие увлечения.
  • Собирать и хранить семейные фотографии;
  • Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
  • Читать на ночь сказки. Ведь они многому нас учат.

(Звучит песня «ОБЛАЧНАЯ СКАЗОЧКА» Слова и музыка Н. Тананко)

Облачко прекрасное

Прямо над крыльцом.

Дети столько разного

Увидали в нем!

В белых мягких складочках,

В облачном пуху

Притаилась сказочка 2 раза

Наверху.

Вот мышонок с хвостиком,

Пчелка на цветке.

Медвежонок толстенький

В белом парике,

Облачные зайчики

Скачут в синеву... 2 раза

Оживает сказочка

Наяву.

Сказку нашу по небу

Ветры разнесли.

Но другое облако

Выросло вдали,

Озарив загадками

Детское лицо...

Тает вата сладкая  2 раза

Над крыльцом.

Спектакль «Как заяц Прошка друга искал»

ВЕДУЩИЙ:  Ребята! Давайте вспомним сказки, в которых есть зайчик.  Много ли у него друзей? Кто? А враги, враги у зайчика есть? (Заячья избушка. Друзья: собака, бык, петух, а враг – лиса и т.д.)

(Сцена. Полянка. Цветы.  Музыкальное  вступление. Очень грустный идет заяц  Прошка)

ПРОШКА: Уже целых 2 дня ищу и никак не могу найти. Нет, его, нет. У всех друзья есть, а у меня нет. Пойду искать.

(Появляется Лягушка, тяжело вздыхает)

ЛЯГУШКА:  Только у меня нет ни друга, ни подружки, ну, кто, скажите, кто будет дружить с такой мокрой и противной, а?

(Прыгает в пруд)

ВЕДУЩИЙ: Ребята. А вы не помните, в каких сказках есть Лягушка и везде ли она противная?

(Музыкальное вступление. Появляется Заяц.)

ПРОШКА:  Все бесполезно! Не могу найти! Не будет у меня никогда друга. У Бобра бобрята, семья большая, ему не до меня. А у Аиста – аистята, хлопот полон рот: кормить надо. (Вздыхает)

Вчера встретил Лося, говорю ему: «Давай дружить», а он мне: «"Всем ты, Заяц хорош, но уж очень маленький, вот подрастешь в половину меня, тогда и подружимся».

Как же я вырасту, Зайцы такими большими не бывают.

(Плачет, садится на бережок, слезы капают в пруд)

ЛЯГУШКА: Ква… кто это  воду в пруду подсаливает? Ты, Заяц?

ПРОШКА: Я.

ЛЯГУШКА: Ква… о чем  плачешь? Иль беда какая?

ПРОШКА: Ой, беда, Лягушка, беда. У всякого порядочного зверя есть друг, а меня нету. Два дня искал, и все без толку!

ЛЯГУШКА: Два дня – это что! (Вздыхает) У меня вот тоже друга нету, так я уже целую неделю ищу. А, давай вместе искать!

ПРОШКА: А как?

ЛЯГУШКА: А так. Я налево по берегу пойду, а ты направо. Я кого встречу, буду о тебе хорошее говорить, а ты обо мне.  Мол, неплохая такая Лягушка.  Добрая, чуткая, отзывчивая. (Вздыхает)

ПРОШКА: Ну, молодец, придумала! Это о себе хорошее говорить, как-то неловко, а о тебе я такое наговорю! Пока, до встречи!

Побежали в разные стороны. Музыкальное сопровождение. Выходят.

ВЕДУЩИЙ: Прошла неделя и еще неделя, а Заяц и Лягушка все бегали и искали друг другу друзей. А на их поляне собрались….. (Ворона, Волк, Лиса,  Еж, Козленок)

ВОЛК: Встречаю Лягушку на днях, а она мне говорит: «Слушай, Волк, подружись с Зайцем, ты даже не представляешь, какой хороший,  верный, он будет тебе настоящим другом до смерти».

ЛИСА: А я Зайца встретила, он мне тоже самое про Лягушку говорит,  что она и талантливая, и веселая, и что, когда поет - заслушаешься…

КОЗЛЕНОК: А, для чего они это всем говорят, а? Никак не пойму?

КОТ: Мур, а, что здесь непонятного? Друзей они ищут друг для друга. Глупые! Не понимают, что уже нашли.

ВОРОНА: Кар, кар, кар. Где  это видано, чтобы звери друзей искали, а? Вот ты, Волк разве можешь быть другом Зайца? Ха-ха-ха. Волк и Заяц, вот смеху то в лесу было бы…

ВОЛК: И ничего смешного. Вот  с Козленком же я дружу.

КОЗЛЕНОК: Да Волк, мой друг, и Лиса, и Кот.

ВОРОНА: Кар, кар, кар. Да съедят они тебя и вся дружба.

КОТ: Мур. Глупая ты, Ворона. У тебя  - то уж точно никогда не будет друга.

ВОРОНА: Кар, кар, кар…. А зачем он мне, друг…? Мне и одной хорошо!

(Выбегают Заяц и Лягушка)

ВОРОНА: Кар, кар, кар! Вот они голубчики, явились.

ЛИСА: А мы вас вот как раз ждем!

ЛЯГУШКА и ПРОШКА: А…А, что мы плохого сделали?

ВОЛК: Да не бойтесь, подойдите поближе. Поговорить надо. Ну-ка , объясните нам, что это вы все по лесу бегаете, агитацию какую-то разводите! Чего добиваетесь? Что ищете?

ВОРОНА: Кар, кар, кар. Отвечайте, отвечайте, голубчики. Бегают по лесу. Хвалят друг друга. Заяц смелый, отчаянный, ха-ха-ха смелый. А Заяц про Лягушку говорит: «Веселая, добрая…» Ну прямо обхохочешься… Веселая!

ЛИСА: А, ты помолчи… трещотка, (к Зайцу). Ну, говори, Заяц, что ты по лесу бегаешь?

ПРОШКА: Я для Лягушки друга ищу.

ЛЯГУШКА:  А я для Зайца. А, что нельзя?

КОТ:  Ну почему, нельзя. Мур. Можно! Но ведь глупые звери. Вы уже давно нашли то что искали. И у тебя, Заяц, есть друг и у тебя, Лягушка.

ПРОШКА: Как это?

Кот: А, вот так. Мур, ты Заяц – друг Лягушки. А она – твой друг.

ПРОШКА: Слушай, Лягушка, а может действительно так? Чего нам искать.  Если я не противен, возьми меня в друзья на всю жизнь… Мне лично с тобой хорошо.

ЛЯГУШКА: (Смущенно) И мне с тобой хорошо. Только я думаю, что я такая… мокрая, такая неприятная….

ПРОШКА: (Машет лапками) Да, что ты, что ты! Наоборот! Я вот тебе, может, скоро даже морковку  принесу. У меня там…, припрятана. (Обнимает Лягушку)

ЛЯГУШКА: (Радостно) А, я… А, я…. А, я тебя квакать научу, хочешь, а?

ПРОШКА: (Счастливый) Еще бы! Квакать! Вот здорово! Конечно, хочу!

ВОРОНА: Кар, кар, кар. Триста лет живу и никогда не слышала, чтобы уважающий себя Заяц дружил с какой-то там  Лягушкой. Какой позор-р-р. Ты бы еще с рыбой дружбу завел. Ха-ха-ха. В лесу все обхохочутся. Волк, Лиса дружат с Козленком, Заяц с Лягушкой. Ну, где это видано, а?

ВОЛК: А, ты бы и рада с кем – нибудь  дружить. Уходи, улетай отсюда.

ВОРОНА: По- ду- маешь друзья… Зачем они мне? Я без них проживу.

КОТ: Мур. Нет! Не проживешь. Ни зверь, ни птица, никто не сможет жить один. Когда все вместе, ничего не страшно. Ведь друзья всегда помогут. А, давайте все вместе дружить!

ВСЕ: Давайте, давайте!

КОТ: Прошка  искал себе друга и нашел. И все-таки, кто хочет иметь друзей, тот их обязательно найдет!!!

(Звучит песня «Всё нормально»)

  1. Как приятно не болеть,

в небо синее смотреть

и ходить бродить по улицам различным.

И деревья по утру, будто шепчут на ветру:

«Всё нормально, всё в порядке, всё отлично»

  1. Хорошо, когда с утра хорошо идут дела.

Светит солнышко, поют на ветках птички.

Пляшут в небе облака, и бежит, звенит река:

Всё нормально, всё в порядке, всё отлично!  2 раза

 

  1. Тот, кто весел и здоров, целый мир обнять готов,

Для него теплей и ярче день обычный.

Все прохожие подряд, улыбаясь, говорят:

«Всё нормально, всё в порядке, всё отлично»  2 раза

9 ученик:

Чем жива семья сегодня?

 Что в заботах и тревогах

Всех проблем не одолеть.

 Главное – семью сберечь!

10 ученик:

И порою забываем,

Дом, в котором мы живем

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем

 Мы всю жизнь в сердцах несем.

11 ученик:

 Пусть тепло и добрый свет

 Будут в нем на тысячу лет!

Поем, танцуем, вышиваем,

В походы ходим и читаем,

Мы смотрим фильмы, обсуждаем

И вместе в выходной гуляем.

У каждого есть увлечения,

Всерьез или для развлечения

После работы иль учебы

Мы посвящаем время хобби.

(Исполняется танец.)

Учитель:

- У каждого человека есть дом. И это не просто жилище над головой, а место, где его любят и ждут, где тепло и уютно.

-А кто же в доме должен быть главным? Давайте посмотрим сценку «Спор детей»

Мальчик:

- Наш звонок ужасно звонкий – вылетаю в коридор.

У меня с одной девчонкой завязался разговор:

А мой папа – чемпион! Ходит он на стадион:

Он кидает кверху гири – Будет самым сильным в мире!

Девочка:

- Хоть мужчины и сильны, не умеют печь блины…

Вы, мужчины, недотёпы, вас воспитывать, учить,

И петрушку от укропа вы не в силах отличить!

Кстати, дома кто стирает? Богом вам талант не дан…

Телевизор «потребляя», вы ложитесь на диван!

Мальчик:

- От мужчины нету толку? Это нам талант не дан?

Кто прибил для книжек полку? Починил на кухне кран?

Девочка:

- Борщ варить вам неохота, не пожарите котлет…

Вам удрать бы на работу, ну а больше толку нет.

Мальчик:

- Ты, колючая заноза, плохо знаешь нас, мужчин.

То и дело льёте слёзы, и к тому же без причин…

Ты обидные слова говоришь, робея.

Папа в доме – голова!

Девочка: - А мама в доме – шея!

Звучит песня «Моя семья»

  1.       Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…

Припев:

 Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом. 

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья. 

  1. И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья, а это значит:

Я счастливей всех на этом свете!

Припев

Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.

Учитель:

-Но у нас есть ещё одна семья. Это наш класс. Наш класс - это маленькая семья. А вот какая наша семья, мы сейчас узнаем.

12 ученик:

Класс наш в школе самый шумный

Что кружится голова.

Мы вам скажем честно-честно: это класс наш 2 «А»!

13 ученик:

Класс наш в школе всех активней и при деле он всегда

Мы вам скажем откровенно: это класс наш 2 «А»!

14 ученик:

А какой веселый самый, улыбка не сойдет с лица.

Мы вам громко все воскликнем: это класс наш 2 «А»!

15 ученик:

Класс наш в школе самый лучший, потому что мы – семья!

Мы вам скажем дружно – дружно: это класс наш – 2 «А»!

Учитель: - Вот такая наша школьная семья. И год от года она будет всё дружней, всё крепче! И у меня, и у ваших родителей, ребята, главная забота, чтоб вы выросли хорошими людьми. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать". Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня».

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

 

Праздник  «Нет тебя дороже» (Мать Небесная и Мать Земная)

Цель: показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери; воспитание чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине; развивать умения и навыки в творческой деятельности.

 

(Дети заходят в зал под музыку. Садятся на стульчики )

Учитель: (Слайд 2)

 (На экране звучит притча. Озвучивают её три человека)

Притча о маме

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:    

- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду

там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

 - Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

 Ребенок задумался, затем сказал снова: 

- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Учитель: (Слайд 3)

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «МАМА!» Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

Мама! Закрой глаза и прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

Мама! Ты маленький еще не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочитала первую книжку.

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

 И сколько бы тебе ни было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостней и светлей ее жизнь!

(Слайд 4)

Песня «Как хорошо, что есть на свете мама»

  1. Мальчишек, девчонок я знаю немало,

И много вокруг меня верных друзей.

У всех у них очень хорошие мамы,

Но все-таки лучше нет мамы моей!

Припев:

Как хорошо, что есть на свете мама!

Как хорошо, что есть у мамы я!

Людей прекрасных вижу постоянно,

Но мама всех милее для меня!  (2 раза)

  1. Хочу я на маму во всем быть похожей

И делать, как мама, все в доме дела.

Хочу быть примерной, хочу быть хорошей,

Чтоб мама довольна всегда мной была!

Припев:

Как хорошо, что есть на свете мама!

Как хорошо, что есть у мамы я!

Людей прекрасных вижу постоянно,

Но мама всех милее для меня!  (2 раза)

Учитель:

Конечно, мама, главный человек в жизни ребёнка. А каждый ребенок мечтает видеть свою маму счастливой. В чём же счастье наших мам? Давайте посмотрим, как об этом рассуждают дети. (Слайд 5)

(Разыгрывается сценка: «Что за дети нынче, право?»)

Мальчик:

- Я вот думаю, гадаю,

Для чего детей рождают?

Так, ребята вы не против?

Взвесим - ка все за и против!

1 Девочка:

А зачем тебе всё это?

Мальчик:

Для конкретного ответа!

К взрослой жизни подготовка...

2 Девочка :

Ты придумал это ловко!

Мальчик:

Да за маму мне обидно,

От проблем житья не видно.

1Девочка:

Да...от нас проблем немало...

Не простая должность - мама.

Как бы было легче ей

Без таких, как мы, детей,

2 Девочка:

Фу! Какая ерунда!

Скучно будет ей тогда!

Да и в старости компот

Кто в стакане принесёт?

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей!

Мальчик :

Дома - тихо... чистота... Красота!

1Девочка:

 И пустота! Дом уютный, но пустой!

Без детей он не живой!

Мальчик:

Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.

Не придётся ей опять, все уроки проверять,

За детей решать задачки, сочинение писать,

За различные проделки, то ругать, то наказать,

Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.

Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

2 Девочка:

 И услышать, засыпая,..

Ты красивая такая,

Честно-честно говорю,

Мам, я так тебя люблю!...

Мальчик:

Да... гм-гм... звучит красиво...

А такая перспектива?

Только вырастил детей...

Выдал замуж поскорей...

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам внуки! Получите!

1Девочка:

 Ну и что? Опять играйся.

На бабулю откликайся,

Сели, встали, побежали,

Вновь игрушки все собрали,

Тренировка у плиты,

Воз домашней суеты.

Мальчик :

Да зачем им жизнь такая?

2 Девочка:

 Аэробика сплошная!

Торопись, чтоб всё успеть.

Даже некогда стареть.

Мальчик:

Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!

Я всё больше убеждаюсь: Дети - хлопотный народ.

Надо долго их растить, и воспитывать, учить,

По ночам не досыпать, день и ночь переживать,

Заболели полечить, провинились - отлупить,

И в учёбе помогать, и кормить и наряжать...

1Девочка:

 Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик:

 Ну, сравнила! Во - даёт!

2 Девочка:

Дети хлопотный народ!

Но зато для мамы

Всех важней, скажу я прямо.

Мамам - в детях продолженье.

И почёт и уваженье!

И огромная любовь,

Мальчик:

 И забота вновь и вновь...

1Девочка:

Так, мой друг, спокойствие! Заботы - в удовольствие!

Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик:

 Да - а - а, добился я ответа - смысл жизни видно в этом.

2 Девочка:

 Смысл жизни видно в том, чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребёнку!

Мальчик:

Ну, а лучше сразу два! Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!

(Слайд 6)

Песн «Колокольчик»

  1. Я сорву цветочек

У самой горы.

Белый колокольчик,

Ты ярче гори,

Светлыми лучами

Весь мир согревай

И грустить маме

Ты не давай.

И подарок этот

Пусть мама хранит,

Белый колокольчик

Не громко звенит.

Песенку простую

Я с ним допою

Об одном - как я маму люблю.

Припев:

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

2.Пусть мне улыбнутся

Родные глаза,

Даже если будет

На щёчке слеза.

Песенку простую

Я им допою

Об одном - как я маму люблю.

И подарок этот

Пусть мама хранит,

Белый колокольчик

Не громко звенит.

Песенку простую

Я с ним допою

Об одном - как я маму люблю.

Припев:

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

Учитель: (Слайд 7)

Нет священнее имени Мама, но у всех женщин – мам есть Небесная заступница – Божья Матерь. Она является Матерью всех людей, в том числе и ваших мам и бабушек.

21 сентября  мы  праздновали один из великих православных праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество – значит рождение.

- Скажите: что обычно люди чувствуют, узнав о рождении ребеночка?

Ответы детей.

- Правильно – радость. А рождество Пресвятой Богородицы – это радость для всех людей на свете, потому, что через нее родился Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.

(Слайд 8)

Мать – Богородицу верующие люди почитают, любят, прославляют. В честь Богородицы строят храмы, пишут иконы, посвящают Ей стихи, песни.

Звучит песня «Богородица»

1.Ах, как много минуло

С той поры веков…

Над землёй раскинула

Матерь свой покров.

Бедного, богатого,

Старца и юнца,

Всех оберегает нас

Богородица.

ПРИПЕВ:

Снова непогодица,

Снова Русь в дождях.

Матерь Богородица

Плачет в небесах.

  1. Молится и молится

Каждый день и час

 Матерь Богородица

За беспечных нас.

С радостями, с бедами

В праздности молвы

Мы живём, не ведая,

О Её любви.

ПРИПЕВ:

Снова непогодица,

Снова Русь в дождях.

Матерь Богородица

Плачет в небесах.

  1. За дождём метелица

В дальние края

Стелется и стелется

Тропка бытия…

Будущее – прошлое –

Тоненькая  нить…

Только  Матерь  Божия

Нас  с  тобой  хранит.

ПРИПЕВ:

Снова  непогодица,

Снова Русь в дождях.

Матерь Богородица

Плачет в небесах.

(Слайд 9)

Священное Предание говорит, что Пресвятая Дева происходила из древнего царского рода Давида.

(Слайд 10)

Ее благочестивые родители – святые Иоаким и Анна – жили в Назарете, небольшом  галилейском  городке, к  западу от Геннисаретского  озера.

(Слайд 11)

Оба они были люди праведные и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали бедным.Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и людям.

(Слайд 12)

Но одно печалило и огорчало их чистые души: до глубокой старости у них не было детей. У евреев в то время бездетность считалось наказанием Божиим за грехи.  Поэтому, несмотря на свою старость, Иоаким и Анна не переставали просить у Бога, чтобы Он  даровал им дитя.

Онидали обет: если  уних родитсямладенец, посвятить  его  наслужение Богу.

(Слайд 13)

После долгих ожиданий благочестивое желание праведников исполнилось: у них родилась Дочь, которую счастливые родители назвали Марией.

(Слайд 14)

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

(Слайд 15)

Когда Деве Марии исполнилось три года, Ее благочестивые родители приготовились исполнить свой обет.

(Слайд 16)

Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей Дочери, одели Ее в лучшие одежды и, сопровождаемые народом, с пением духовных песен, повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках.

(Слайд 17)

Когда процессия приблизилась к храму, навстречу им их храма во главе с первосвященником вышли священнослужители.

(Слайд 18)

Поставив малютку Марию на первую ступень лестницы, ведущей вхрам, праведная Анна обратилась к Ней с восторженными словами: «Иди, Дочь моя, к Тому, Кто даровал мне Тебя!

(Слайд 19)

И вот трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи,взошла по высоким ступеням к храму.Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он делал совсеми посвящаемыми Богу.

(Слайд 20)

А затем, повинуясь какому-то таинственному порыву, ввел Ее воСвятая Святых.  Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел право входить, кроме его самого, и то только один раз в год.

(Слайд 21)

Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

(Слайды 22)

Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме.Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию ирукоделию.

(Слайд 23)

Пресвятая Дева много молилась в храме, читала Святое Писание и строго соблюдала пост.

При храме Божием Пресвятая Дева воспитывалась около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.

(Слайд 24)

Пресвятая Мария  решила посвятить всю свою жизнь только одному Господу и дала обет никогда не выходить замуж.

(Слайд 25)

Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет – время наступления совершеннолетия, ей уже по закону нельзя было оставаться при храме. Воспитателям нужно было или возвратить Ее родителям, или выдать замуж.

(Слайд 26)

Так как праведные Иоаким и Анна к этому времени уже умерли и  Святая Мария осталась сиротой, то священники хотели выдать Ее замуж и обручили  Ее  восьмидесятилетнему праведному старцу Иосифу.

(Слайд 27)

 Иосиф был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником, жил в Назарете.

(Слайд 28)

Находясь в доме праведного старца Иосифа, Пресвятая Дева вела

такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.В свободное время от работы Она читала книги Священного Писания и молилась Богу.

(Слады 29)

Далее была встреча Марии с Ангелом, возвестившим ей Благую Весть о рождении Сына Божия Иисуса Христа.По преданию, в доме Иосифа Дева Мария получила от Архангела Гавриила радостную весть, что Господь избрал ее быть Матерью Спасителя мира.

(Слайд 30)

А вскоре, зимой, произошло очень важное событие. Пресвятая Дева Мария родила Сына — Иисуса Христа, обещанного Спасителя.

(Слайд 31)

Злые люди погубили Иисуса Христа.

(Слайд 32)

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года).

(Слайд 33)

Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины.

(Слайд 34)

Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе.

(Слайд 35)

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо.

(Слайд 36)

Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте воскресения и вознесения Его.

(Слайд 37)

 Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

(Слайд  38)

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

(Слайд  39)

Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине.

(Слайд 40)

Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Апосталы горевали, а Божия Матерь утешала , обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

(Слайд 41)

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

(Слайд 42)

Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял.

 (Слайд 43)

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа.

 (Слайд 44)

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены.

(Слайд 45)

Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери.

(Слайд 46)

Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Божия Матерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

(Слайд 47)

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.

Учитель:

Как нельзя сосчитать звезд, что рассыпаны в поднебесье. Так же

невозможно собрать множество сокровищ Ее милостей к нам, людям.

Она никого не обидела, всем делала только добро. Ни кем не гнушалась. Не презирала даже самого убогого человека. Ни над кем не смеялась. У Нее не было ничего сурового в очах. Ничего неприличного в действиях.

Поступь тихая, голос ровный. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела. В нуждах и нищете не огорчалась. На оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения.

(Слайд 48)

Танец с цветами

(Слайд 49)

Ученик:

Над кроваткой, чуть в сторонке

Божьей Матери иконка

Добрый взгляд её лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной-

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

Ученик:

Пресвятая Матерь Богородица,

Жившая когда-то на Земле,

До сих пор тебе с надеждой молимся,

Оказавшись в затруднении и беде.

В радости к тебе мы обращаемся,

За любовь тебя благодарим,

И твоею слезою умываемся,

И с любовью образ твой храним.

 

(Слайд 50)

Все поют песню «Матушка – Заступница»

  1. Сад листвой украшен,

С нами молится…

Здравствуй, Радость наша,

Богородица!

Припев: Матушка, Заступница,

Православных Спутница!

Сердце светом полнится — Богородица!(2 раза)

 

  1. 2. Днями и ночами

Сердце молится:

Утоли печали,

Богородица!

Припев:

Матушка, Заступница,

Православных Спутница!

Сердце светом полнится — Богородица!(2 раза)

  1. 3. Нощно или денно

Всякий молится:

Славься, Несравненна,

Богородица!

Припев: Матушка, Заступница,

Православных Спутница!

Сердце светом полнится — Богородица!(2 раза)

Учитель:

- У кого в доме есть иконы Богородицы? (Ответы)

 А вы знаете ребята, что существует пять основных типов изображений Божией Матери. Хотите узнать  о них ?

(СЛАЙД  51)

  • МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся).

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

(СЛАЙД 52)

  • ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА (ОДИГИТРИЯ)

Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — Закон. Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования.

(СЛАЙД 53)

  • УМИЛЕНИЕ (ЕЛЕУСА)

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения.

 Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы.

 (СЛАЙД  54)

  • ВСЕМИЛОСТЛИВАЯ

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

(СЛАЙД  55)

  • ЗАСТУПНИЦА

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Учитель:

Жизнь Пресвятой Богородицы — пример для всех нас. Все мы должны подражать Ей в терпении, вере, трудолюбии. Господь поручил Своей Матери стать Матерью всего мира, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Неё защиту и утешение.

И помните, каждый человек может обратиться к Пресвятой Богородице за помощью как к своей матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех людей. Матерь Божья- мать всего человечества любит нас не меньше нашей собственной матери.

Велико предназначение матери. Она защитница не только своих детей, но и всего народа, своего Отечества. Этому есть подтверждение. Например, братоубийственную войну двух племён русичей могли прекратить женщины – матери, кормящие грудью своих сыновей, если они обменивались сыновьями. Воистину Мать – единственное божество для всех народов Земли.

(Слайд 56)

ПОДВЕДЁМ ИТОГ УСЛЫШЕННОМУ. ЧТО   ЗНАЧИТ  БЫТЬ  МАМОЙ ?

Ученик: Быть  мамой — значит забывать о себе.

Ученик: Быть мамой — значит отдавать

Ученик: Быть мамой — значит быть выносливой. 

Ученик: Быть мамой — значит быть сильной.

Ученик: Быть мамой — значит быть изобретательной.

Ученик: Быть мамой — значит обладать недюжинной фантазией.

Ученик: Быть мамой — значит знать ответы на все вопросы.

Ученик: Быть мамой — значит всегда учиться.

Ученик: Быть мамой — значит быть адвокатом и прокурором одновременно.

Ученик:  Быть мамой  — значит быть мудрой.

Ученик: Быть мамой — значит быть оптимистом

 Ученик: Быть мамой — значит не терять надежды.

Ученик: Быть мамой значит уметь терпеть и прощать.

Ученик: Быть мамой — значит понимать и принимать.

Ученик: Быть мамой — значит любить.

Ученик: Быть мамой — значит,   уметь всё,   понимать свою слабость,  и. вставая или ложась,  готовя  или гладя,  молиться,   чтобы Господь  спас, уберёг, сохранил, наставил, уврачевал  близких и дорогих, и чтобы этот блаженный тяжёлый труд материнства продолжался ещё многие, многие годы…

 

(Слайд 57)

Ученик: Есть очень много матерей, и все они разные. Но есть все же то, что делает их похожими – это любовь, которую отдают они нам.

Учитель:

 Ребята всегда помните пятую Божию заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле.»

Любовь к отцу и матери – закон жизни, залог нравственного и физического здоровья человека и нации.

Здоровья вам всем, мира и любви в ваших семьях.  И пусть поможет нам всем Богородица – усердная заступница и путеводительница наша. С прошедшим праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с наступающим праздником Покрова и Днём Матери!

(Слайд 58)

А теперь слово нашему Батюшке – отцу Александру.

 

 

Список использованных источников:

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  2. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
  3. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
  4. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт,