Праздник  «Нет тебя дороже» (Мать Небесная и Мать Земная)

 

Праздник  «Нет тебя дороже» (Мать Небесная и Мать Земная)

 

 Цель: показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери; воспитание чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине; развивать умения и навыки в творческой деятельности.

(Дети заходят в зал под музыку. Садятся на стульчики )

Учитель: (Слайд 2)

 (На экране звучит притча. Озвучивают её три человека)

Притча о маме

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:    

 - Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду

там жить, ведь я так мал и беззащитен?

 Бог ответил:

 - Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

 Ребенок задумался, затем сказал снова: 

- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

 Бог ответил:

 - Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

 - О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

 Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

 - Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.

 Затем ребенок спросил:

 - Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

 - Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

 - Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

 - Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

 В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

 - Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

 - Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Учитель: (Слайд 3)

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «МАМА!» Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

Мама! Закрой глаза и прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

Мама! Ты маленький еще не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочитала первую книжку.

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

 И сколько бы тебе ни было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостней и светлей ее жизнь!

(Слайд 4)

Песня «Как хорошо, что есть на свете мама»

  1. Мальчишек, девчонок я знаю немало,

И много вокруг меня верных друзей.

У всех у них очень хорошие мамы,

Но все-таки лучше нет мамы моей!

Припев:

Как хорошо, что есть на свете мама!

Как хорошо, что есть у мамы я!

Людей прекрасных вижу постоянно,

Но мама всех милее для меня!  (2 раза)

 

  1. Хочу я на маму во всем быть похожей

И делать, как мама, все в доме дела.

Хочу быть примерной, хочу быть хорошей,

Чтоб мама довольна всегда мной была!

Припев:

Как хорошо, что есть на свете мама!

Как хорошо, что есть у мамы я!

Людей прекрасных вижу постоянно,

Но мама всех милее для меня!  (2 раза)

 

Учитель:

Конечно, мама, главный человек в жизни ребёнка. А каждый ребенок мечтает видеть свою маму счастливой. В чём же счастье наших мам? Давайте посмотрим, как об этом рассуждают дети. (Слайд 5)

(Разыгрывается сценка: "Что за дети нынче, право?")

Мальчик:

- Я вот думаю, гадаю,

Для чего детей рождают?

Так, ребята вы не против?

Взвесим - ка все за и против!

1 Девочка :

А зачем тебе всё это?

Мальчик:

Для конкретного ответа!

К взрослой жизни подготовка...

2 Девочка :

Ты придумал это ловко!

Мальчик:

Да за маму мне обидно,

От проблем житья не видно.

1 Девочка :

Да...от нас проблем немало...

Не простая должность - мама.

Как бы было легче ей

Без таких, как мы, детей,

2 Девочка:

Фу! Какая ерунда!

Скучно будет ей тогда!

Да и в старости компот

Кто в стакане принесёт?

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей!

Мальчик :

Дома - тихо... чистота... Красота!

1Девочка:

 И пустота! Дом уютный, но пустой!

Без детей он не живой!

Мальчик:

Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.

Не придётся ей опять, все уроки проверять,

За детей решать задачки, сочинение писать,

За различные проделки, то ругать, то наказать,

Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.

Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

2 Девочка:

 И услышать, засыпая,..

Ты красивая такая,

Честно-честно говорю,

Мам, я так тебя люблю!...

Мальчик:

Да... гм-гм... звучит красиво...

А такая перспектива?

Только вырастил детей...

Выдал замуж поскорей...

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам внуки! Получите!

1Девочка:

 Ну и что? Опять играйся.

На бабулю откликайся,

Сели, встали, побежали,

Вновь игрушки все собрали,

Тренировка у плиты,

Воз домашней суеты.

Мальчик :

Да зачем им жизнь такая?

2 Девочка:

 Аэробика сплошная!

Торопись, чтоб всё успеть.

Даже некогда стареть.

Мальчик:

Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!

Я всё больше убеждаюсь: Дети - хлопотный народ.

Надо долго их растить, и воспитывать, учить,

По ночам не досыпать, день и ночь переживать,

Заболели полечить, провинились - отлупить,

И в учёбе помогать, и кормить и наряжать...

1Девочка:

 Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик:

 Ну, сравнила! Во - даёт!

2 Девочка:

Дети хлопотный народ!

Но зато для мамы

Всех важней, скажу я прямо.

Мамам - в детях продолженье.

И почёт и уваженье!

И огромная любовь,

Мальчик:

 И забота вновь и вновь...

1Девочка:

Так, мой друг, спокойствие! Заботы - в удовольствие!

Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик:

 Да - а - а, добился я ответа - смысл жизни видно в этом.

2 Девочка:

 Смысл жизни видно в том, чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребёнку!

Мальчик:

Ну, а лучше сразу два! Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 6)

Песня “Колокольчик”

  1. Я сорву цветочек

У самой горы.

Белый колокольчик,

Ты ярче гори,

Светлыми лучами

Весь мир согревай

И грустить маме

Ты не давай.

 

И подарок этот

Пусть мама хранит,

Белый колокольчик

Не громко звенит.

Песенку простую

Я с ним допою

Об одном - как я маму люблю.

Припев:

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

 

2.Пусть мне улыбнутся

Родные глаза,

Даже если будет

На щёчке слеза.

Песенку простую

Я им допою

Об одном - как я маму люблю.

И подарок этот

Пусть мама хранит,

Белый колокольчик

Не громко звенит.

Песенку простую

Я с ним допою

Об одном - как я маму люблю.

Припев:

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

Моя песенка простая

Будет без слов,

Но понятна даже звёздам она.

Потому, что звёзды знают

Слово любовь,

А для мамы не нужны слова.

 

Учитель:   (Слайд 7)

Нет священнее имени Мама, но у всех женщин – мам есть Небесная заступница – Божья Матерь. Она является Матерью всех людей, в том числе и ваших мам и бабушек.

21 сентября  мы  праздновали один из великих православных праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество – значит рождение.

- Скажите: что обычно люди чувствуют, узнав о рождении ребеночка?

Ответы детей.

- Правильно – радость. А рождество Пресвятой Богородицы – это радость для всех людей на свете, потому, что через нее родился Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.

(Слайд 8)

Мать – Богородицу верующие люди почитают, любят, прославляют. В честь Богородицы строят храмы, пишут иконы, посвящают Ей стихи, песни.

Звучит песня «Богородица»

 

1.Ах, как  много минуло

С  той  поры  веков…

Над  землёй  раскинула

Матерь  свой  покров.

Бедного,  богатого,

Старца  и  юнца,

Всех  оберегает  нас

Богородица.

ПРИПЕВ:

Снова  непогодица,

Снова  Русь  в  дождях.

Матерь  Богородица

Плачет  в  небесах.

 

  1. Молится  и  молится

    Каждый  день  и час

    Матерь  Богородица

    За  беспечных  нас.

    С  радостями,  с бедами

    В  праздности  молвы

    Мы  живём, не ведая,

    О  Её  любви.

ПРИПЕВ:

Снова  непогодица,

Снова  Русь  в  дождях.

Матерь  Богородица

Плачет  в  небесах.

  1. За  дождём   метелица

    В  дальние   края

    Стелется и стелется

     Тропка   бытия…

   Будущее – прошлое –

   Тоненькая  нить…

   Только  Матерь  Божия

   Нас  с  тобой  хранит.

ПРИПЕВ:

Снова  непогодица,

Снова  Русь  в  дождях.

Матерь  Богородица

Плачет  в  небесах.

 

(Слайд 9)

Священное Предание говорит, что Пресвятая Дева происходила из

древнего царского рода Давида.

(Слайд 10)

Ее благочестивые родители – святые Иоаким и Анна – жили в

Назарете, небольшом  галилейском  городке, к  западу от

Геннисаретского  озера.

(Слайд 11)

Оба они были люди праведные и были известны не своим царским

происхождением, а смирением и милосердием. Они ежегодно

отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в

храм, а другую раздавали бедным.Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и людям.

(Слайд 12)

Но одно печалило и огорчало их чистые души: до глубокой старости у них не было детей.  У евреев в то время  бездетность  считалось наказанием Божиим за грехи.  Поэтому, несмотря на свою старость, Иоаким и Анна не переставали просить у Бога, чтобы Он  даровал им дитя.

Они дали обет: если  уних  родится  младенец, посвятить  его  наслужение Богу.

(Слайд 13)

После долгих ожиданий благочестивое желание праведников

исполнилось: у них родилась Дочь, которую счастливые родители

назвали Марией.

(Слайд 14)

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

(Слайд 15)

Когда Деве Марии исполнилось три года, Ее благочестивые родители приготовились исполнить свой обет.

(Слайд 16)

Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей Дочери,

одели Ее в лучшие одежды и, сопровождаемые народом, с пением

духовных песен, повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения

Богу. Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках.

(Слайд  17)

Когда процессия приблизилась к храму, навстречу им их храма во

главе  с первосвященником вышли священнослужители.

(Слайд 18)

Поставив малютку Марию на первую ступень лестницы, ведущей в

храм, праведная Анна обратилась к Ней с восторженными словами:

«Иди, Дочь моя, к Тому, Кто даровал мне Тебя!

(Слайд 19)

И вот трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи,

 взошла по высоким ступеням к храму.Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он делал совсеми посвящаемыми Богу.

(Слайд 20)

А затем, повинуясь какому-то таинственному порыву, ввел Ее воСвятая Святых.  Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел право входить, кроме его самого, и то только один раз в год.

(Слайд 21)

Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

(Слайды 22)

Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария

осталась жить при храме.Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию ирукоделию.

(Слайд 23)

Пресвятая Дева много молилась в храме, читала Святое Писание и

строго соблюдала пост.

При храме Божием Пресвятая Дева воспитывалась около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.

(Слайд 24)

Пресвятая Мария  решила посвятить всю свою жизнь только одному Господу и дала обет никогда не выходить замуж.

(Слайд 25)

Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет – время

наступления совершеннолетия, ей уже по закону нельзя было

оставаться при храме. Воспитателям нужно было или возвратить Ее

родителям, или выдать замуж.

(Слайд 26)

Так как праведные Иоаким и Анна к этому времени уже умерли и  Святая Мария осталась сиротой, то священники хотели выдать Ее замуж и обручили  Ее  восьмидесятилетнему праведному старцу      Иосифу.

(Слайд  27)

 Иосиф был дальним родственником Марии и происходил так же, как и  Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником, жил в   Назарете.

(Слайд 28)

   Находясь в доме праведного старца Иосифа, Пресвятая Дева вела

такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.В свободное время от работы Она читала книги Священного Писания и молилась Богу.

(Слады 29)

Далее была встреча Марии с Ангелом, возвестившим ей Благую Весть о рождении Сына Божия Иисуса Христа.По преданию, в доме Иосифа Дева Мария получила от Архангела Гавриила радостную весть, что Господь избрал ее быть Матерью Спасителя мира.

(Слайд 30)

А вскоре, зимой, произошло очень важное событие. Пресвятая Дева Мария родила Сына — Иисуса Христа, обещанного Спасителя.

(Слайд 31)

Злые люди погубили Иисуса Христа.

(Слайд 32)

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года).

(Слайд 33)

Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины.

(Слайд 34)

Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе.

(Слайд 35)

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо.

(Слайд 36)

Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его.

(Слайд 37)

 Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.                                      

(Слайд  38)

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

(Слайд  39)

Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине.

(Слайд 40)

Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Апосталы горевали, а Божия Матерь утешала , обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

(Слайд 41)

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

(Слайд 42)

Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял.

 (Слайд 43)

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа.

 (Слайд 44)

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены.

(Слайд 45)

Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери.

(Слайд 46)

Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Божия Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

(Слайд 47)

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.

 Учитель:

Как нельзя сосчитать звезд, что рассыпаны в поднебесье. Так же

невозможно собрать множество сокровищ Ее милостей к нам, людям.

Она никого не обидела, всем делала только добро. Ни кем не гнушалась. Не презирала даже самого убогого человека. Ни над кем не смеялась. У Нее не было ничего сурового в очах. Ничего неприличного в действиях.

 Поступь тихая, голос ровный. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела. В нуждах и нищете не огорчалась. На оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения.

(Слайд 48)

Танец с цветами

(Слайд 49)

Ученик:

Над кроваткой, чуть в сторонке

Божьей Матери иконка

Добрый взгляд её лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной-

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

Ученик:

Пресвятая Матерь Богородица,

Жившая когда-то на Земле,

До сих пор тебе с надеждой молимся,

Оказавшись в затруднении и беде.

В радости к тебе мы обращаемся,

За любовь тебя благодарим,

И твоею слезою умываемся,

И с любовью образ твой храним.

 

 

 

 

(Слайд  50)

Все поют песню «Матушка – Заступница»

  1. Сад листвой украшен,

С нами молится…

Здравствуй, Радость наша,

Богородица!

Припев: Матушка, Заступница,

Православных Спутница!

Сердце светом полнится — Богородица!(2 раза)

 

  1. 2. Днями и ночами

Сердце молится:

Утоли печали,

Богородица!

Припев: Матушка, Заступница,

Православных Спутница!

Сердце светом полнится — Богородица!(2 раза)

 

  1. 3. Нощно или денно

Всякий молится:

Славься, Несравненна,

Богородица!

Припев: Матушка, Заступница,

Православных Спутница!

Сердце светом полнится — Богородица!(2 раза)

Учитель:

- У кого в доме есть иконы Богородицы? (Ответы)

 А вы знаете ребята, что существует пять основных типов изображений Божией Матери. Хотите узнать  о них ?

(СЛАЙД  51)

  • МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся).

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

(СЛАЙД 52)

  • ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА (ОДИГИТРИЯ)

Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — Закон. Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования.

 

 

 

(СЛАЙД  53)

  • УМИЛЕНИЕ (ЕЛЕУСА)

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения.

 Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы.

(СЛАЙД  54)

  • ВСЕМИЛОСТЛИВАЯ

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

(СЛАЙД  55)

  • ЗАСТУПНИЦА

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Учитель:

Жизнь Пресвятой Богородицы — пример для всех нас. Все мы должны подражать Ей в терпении, вере, трудолюбии. Господь поручил Своей Матери стать Матерью всего мира, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Неё защиту и утешение.

И помните, каждый человек может обратиться к Пресвятой Богородице за помощью как к своей матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех людей. Матерь Божья- мать всего человечества любит нас не меньше нашей собственной матери.

Велико предназначение матери. Она защитница не только своих детей, но и всего народа, своего Отечества. Этому есть подтверждение. Например, братоубийственную войну двух племён русичей могли прекратить женщины – матери, кормящие грудью своих сыновей, если они обменивались сыновьями. Воистину Мать – единственное божество для всех народов Земли.

(Слайд 56)

ПОДВЕДЁМ ИТОГ УСЛЫШЕННОМУ. ЧТО   ЗНАЧИТ  БЫТЬ  МАМОЙ ?

Ученик:  Быть  мамой — значит забывать о себе.

Ученик:  Быть мамой — значит отдавать

Ученик: Быть мамой — значит быть выносливой. 

Ученик: Быть мамой — значит быть сильной.

Ученик: Быть мамой — значит быть изобретательной.

Ученик: Быть мамой — значит обладать недюжинной фантазией.

Ученик: Быть мамой — значит знать ответы на все вопросы.

Ученик: Быть мамой — значит всегда учиться.

Ученик: Быть мамой — значит быть адвокатом и прокурором одновременно.

Ученик:  Быть мамой  — значит быть мудрой.

Ученик: Быть мамой — значит быть оптимистом

 Ученик: Быть мамой — значит не терять надежды.

Ученик: Быть мамой значит уметь терпеть и прощать.

Ученик: Быть мамой — значит понимать и принимать.

Ученик: Быть мамой — значит любить.

Ученик: Быть мамой — значит,   уметь всё,   понимать свою слабость,  и. вставая или ложась,  готовя  или гладя,  молиться,   чтобы Господь  спас, уберёг, сохранил, наставил, уврачевал  близких и дорогих, и чтобы этот блаженный тяжёлый труд материнства продолжался ещё многие, многие годы …

 

(Слайд 57)

Ученик: Есть очень много матерей, и все они разные. Но есть все же то, что делает их похожими – это любовь, которую отдают они нам.

Учитель:

 Ребята всегда помните пятую Божию заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле.»

Любовь к отцу и матери – закон жизни, залог нравственного и физического здоровья человека и нации.

Здоровья вам всем, мира и любви в ваших семьях.  И пусть поможет нам всем Богородица – усердная заступница и путеводительница наша. С прошедшим праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с наступающим праздником Покрова и Днём Матери!

(Слайд 58)

 -А теперь слово нашему Батюшке – отцу Александру.

 

 

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки. Первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспоримо. Никто не имеет большего влияния на детей чем мать и отец.

Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Педагоги и родители – важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, воспитания духовно-нравственной культуры. От успешного взаимодействия школы и семьи выигрывает каждая сторона, поскольку и в педагогике, и в семейном воспитании накоплен огромный положительный опыт.

Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания гармонично развитой личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно семья.

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад.

Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей. Что же нужно делать?  В этом  вопросе большую помощь оказывают  факультативные занятия «Основы православной культуры».  Программа этих занятий даёт возможность организовать работу по формированию семейных ценностей у учащихся, позволяет вспомнить старые общепринятые нормы поведения в семье, забытые семейные традиции, возродить духовную культуру большой семьи.

Направление деятельности по формированию будущего семьянина отражено и в одной из задач программы: воспитывать любовь ко всем членам семьи и желание вносить свой вклад в общий труд на благо семьи; познакомить с такими нравственными правилами православных христиан, как: почитай отца и мать, люби ближнего; не осуждай, будь честным, будь скромным, не завидуй, будь трудолюбив.

Учитель ведёт  факультативные занятия «Основы православной культуры» уже четвёртый год.За этот период у него сформировался положительный опыт работы по данному направлению. На занятиях используются разнообразные формы работы: мультимедийные презентации, просмотры и обсуждение видеофильмов, беседы, праздники, встречи со священником местной православной церкви.

На конкурс методических материалов по воспитанию культуры семейных отношений предоставляется следующее:

А) Беседы:

  • Верность и любовь – залог счастья.

Любовь и верность – основа семьи.Святые Петр и Феврония. Пословицы о семье. «Не распутничай, будь чистым в мыслях и верным». Неприличное и стыдное. Библейская история о городах Содом и Гоморра. Танец Саломии и смерть Иоанна Крестителя. Рассказ Б. Ганаго «Прощание с ангелами»

  • Почитание родителей.

Пятая заповедь Закона Божия. Священная история «Об Аврааме». Стихотворение В. Афанасьева «Христос Отрок». В. Осеева «Сыновья».Братья Гримм «Старый дед и внучек». Творческое задание «Я должен…».

  • Мы за них, перед Богом ответим.

Любовь, забота о родителях. Притча о блудном сыне. Притча «кормушка». Стихотворение «Мы за них, перед Богом ответим»

Б). Фильмы:

  • Мультфильм «Сказание о Петре и Февронии»

 Петр и Феврония показали в своей любви и верности друг другу пример семейного счастья. Настоящая семья, какие бы испытания не переносила, только укрепляется, так и в этом мультфильме Петр, потеряв все, сохранил любовь.

  • Видео Притча о любви, терпении и взаимоотношениях «Что это?»
  • Мультфильм «Серафим Саровский».

 Преподобный Серафим Саровский чудотворец, вся его жизнь это чудесное служение Богу. В стихотворной форме можно здесь послушать рассказ о его жизни.

В) Сценарии праздников:

  • Нет тебя дороже. (Мать Небесная и Мать Земная)

История Рождества Пресвятой Богородицы. Песни, стихи, танец. Показана взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери.

  •  Моя семья, мой дом.

Стихи, песни, танец, игра на музыкальных инструментах. Пословицы о семье. Детские сочинения на данную тему. Кукольный спектакль  «Как заяц Прошка друга искал». Сценка «Спор детей».

Г) Презентации:

  •  «Нет тебя дороже» (Мать Небесная и Мать Земная)

О рождестве Пресвятой Богородицы. О пяти основных типах изображений Божией Матери:МОЛЯЩАЯСЯ,ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА (ОДИГИТРИЯ), УМИЛЕНИЕ (ЕЛЕУСА), ВСЕМИЛОСТЛИВАЯ, ЗАСТУПНИЦА.

  • «Добрый батюшка Саровский».

О житие Серафима Саровского.

Благодаря работе по данному направлению за три года учителю удалось сплотить детский коллектив и коллектив родителей. Со стороны родителей всегда ощущается поддержка. Они в любую минуту готовы взять инициативу в свои руки. Каждый, кто присутствовал на занятиях, праздниках в этом классе только  положительно отзывается о значимости проводимых мероприятий, которые способствуют возрождению семейных ценностей  и   традиций, значимости семьи в современном обществе. Сложились свои традиции в классе. Изменились взаимоотношения между родителями и детьми. Родители стали больше проводить времени со своими детьми, продумывая и организовывая совместный досуг. Ведь только близость с детьми обеспечивает успех воспитания. Изменения произошли и в детях, они стали добрее, терпимее друг к другу. К лучшему изменилась и нравственная атмосфера в классе. Дети стараются порадовать успехами друг друга. У учащихся повысился уровень заинтересованности в изучении основных предметов, соответственно улучшилось качество знаний.