Тема занятия «Почитание родителей»

Тема занятия «Почитание родителей»

Цель:

Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.

Задачи:

познакомить с понятием «радость послушания» через обсуждение ветхозаветных историй;

дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: почтительность, красота, радость, счастье;

обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;

способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;

воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока

  1. Организационный момент (психологический настрой).

Я рада видеть вас,  друзья!

И пусть в окно прохлада  дышит,

Нам здесь уютно: весь наш класс

Друг друга  любит, чувствует и слышит.

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

(На классную доску вывешиваются ключевые слова: послушание, почтительность, красота, радость, счастье.)

Эпиграф урока:

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой».

  1. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань христианской радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей. (На экране проецируется тема урока: «Заповедь: Чти отца твоего и мать твою». Зачитывается эпиграф урока)

  1. Повторение.

А). Ответы на вопросы.

- Какие заповеди блаженства были даны людям и как вы их понимаете? (слайд 2)

- Для чего они были даны людям?

Предполагаемые ответы детей: (Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.)

- А что значит «счастливый человек»? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

Б). Обобщение.

Учитель: А теперь я зачитаю вам примерный портрет счастливого человека. А вы послушайте и скажите, хочется ли вам, чтобы это был ваш портрет?

Счастливый человек.

  • это такой человек, который, заметив свои плохие поступки, старается исправиться, стать лучше;
  • это человек, который не любит ценить себя выше всех;
  • это правдивый человек.
  • счастливый человек всегда послушен своим родителям.
  • это человек, который не любит лукавить.
  • счастливый человек любит быть в мире со всеми, мирить людей, прощать обиды;
  • он дружит с теми, кто хочет с ним дружить.   (выслушиваются ответы детей)

Учитель. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать счастливым человеком?  (Жить по заповедям Божьим).

  1. Работа над новым материалом.

А) Вводная беседа.

Учитель. Мы уже знаем о святом царе и пророке Давиде. В его книге «Псалтирь» есть слова, где он напоминает людям о радости, которую они получат, если будут соблюдать уставы (правила), данные богом и хранить Его законы. За это добро людям следовало благодарить Бога. «Ныне благословите Господа» - такие слова звучат в песнопении.

Б). Давайте послушаем это песнопение.

(слушание песнопения. М.Ипполитов-Иванов «Се ныне благословите Господа»).

Вопрос после прослушивания:

Как вы считаете, за что людям следует благодарить Бога?

(за Божьи благодеяния, за духовную радость, которую Бог даёт возможность получить людям)

Но Священная история рассказывает, что не все люди смогли сохранить духовную радость. Радостными могли стать те люди, которые помнили о Боге. Пророк призывал всегда помнить о Боге: «...ищите лица Его всегда», «Вспоминайте знамения Его, чудеса Его, изречения уст Его». Что значило помнить Бога? Это значило: сознавать, что Он Вездесущий, то есть нет такого места, где бы Его не было. «Помнить Бога» для христиан значило верить в его близость, надеяться на его любовь и заботу, соблюдать те правила, которые Он дал для жизни.

В). Повторение заповедей Божьих.

- давайте вспомним, когда и какие заповеди, правила давал Бог людям?

1) в раю Адаму и Еве о послушании и возделывании;

2) пророку Моисею – 10 заповедей;

3) Нагорная проповедь – 9 заповедей блаженства.

- вспомните тему сегодняшнего занятия и скажите, через кого передал людям Бог заповедь о послушании? (через пророка Моисея)

Учитель:  О пятой заповеди Закона Божия.

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой».

Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью. (Марк 7, 10). Например (самое трудное Богу молиться и родителей в старости содержать).

Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни; воспитатели, учители и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; и, вообще старшие по возрасту.

- Как вы понимаете, что означает слово «послушание»? (ответы детей)

Учитель.

Послушание - это необыкновенное слово. Оно связано со словом «радость»

Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми, из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них. Сегодня мы прочитаем о тех людях, которые были послушны Богу и о тех, которые нарушили Его заповедь послушания.

Г). Чтение рассказа из Священной истории «Об Аврааме».

Словарная работа: благословение - милость Божия.

Ответы на вопросы после прочтения:

- Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (Он был послушен Богу)

- Что сказал Ангел? (Ангел сказал, что Бог видит его веру).

Чтение рассказа из Священной истории «Дети Ноя»

Словарная работа: почитать – быть послушным, вежливым, внимательным.

Потомки – дети.

Ответы на вопросы после прочтения:

- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)

- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

- Как поступили Сим и Иафет?

- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

- За что Ной благословил Сима и Иафета?

- Догадайтесь, откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа  со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.

Физкультминутка.

Д). Просмотр видео притчи «Что это».

Вопрос перед просмотром:

- Сформулируйте заповедь, которую нарушил герой фильма.

Беседа после просмотра.

- Какую заповедь не выполнял сын? (пятую заповедь, он не почитал своего отца, кричал на него)

- Как отец сумел поставить его на место? (он противопоставил грубости сына доброту и любовь)

- Как вы думаете, раскаялся он в своём поступке? (да, он раскаялся, ему стало стыдно)

- А как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

- В каком из рассказов Священной истории также была нарушена пятая заповедь? (Дети Ноя)

  1. Закрепление изученного.

Вежливый, почтительный человек должен...

Проверка работы в парах.

(Вежливый, почтительный человек должен здороваться; спрашивать о самочувствии; желать спокойной ночи близким; слушать старших, не перебивая; не дерзить; быть благодарным родителям за их заботу).

  1. Самостоятельная работа.

О том, какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос вы узнаете, прочитав стихотворение В. Афанасьева «Христос Отрок».

(чтение стихотворения и значений выделенных слов самостоятельно)

Это нелегко, так как приходится заставлять себя. Человек сам выбирает, как ему поступить. И послушание родителям – это долг детей, который        они выполняют с радостью, потому что любят своих родителей.

Ребята, послушайте стихотворение «Христос Отрок»

Смиренно жил Отрок Христос в Назарете,

И это сегодня так дивно для нас!

Он рос в послушаньи, как многие дети,

Пока не настал Его час.

Не рос Он бездумно, подобно растенью,

А с детства труды добровольные нес,-

Иосифу, плотнику был подмастерье,

А Матери – верный Ее водонос.

Ослу, что Его согревал в Вифлееме,

Лежащего в яслях, дыханьем своим,

Носил Он траву и, не ведая лени,

Ухаживал в каменном стойле за ним.

И часто в молении уединенном

Его небосвод Галилеи видал…

Смирялся Господь наш, живя по законам,

Которые Сам человечеству дал. ( В. Афанасьев)

  1. Проверка самостоятельной работы.

Ответьте на вопрос:

- Какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос?

- Назовите заповедь Божию, в которой говорится об отношении детей к родителям.

  1. Творческая работа. Работа в парах.

Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение:

(Парам раздаются карточки со словами: Я должен...)

  1. Проверка творческой работы. Примерные ответы учащихся:

- я должен помогать родителям;

- я должен быть со всеми вежливым;

- я должен почитать своих родителей;

- я должен здороваться со взрослыми;

- я должен слушаться старших;

- я должен защитить маленьких;

- я должен быть благодарным родителям за их заботу. И т.д.

  1. Работа над пословицей.

Прочтите пословицу. Вспомните наш эпиграф урока и попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

(выслушиваются ответы детей)

  1. Обобщение.

Родители дали каждому из вас самое дорогое – жизнь. Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе. Потом дети помогают престарелым родителям на закате их жизни.

Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием. Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

  1. Творческая работа в группах.

1 группе предложена логическая цепочка слов:

послушание –почтительность – красота – радость – счастье

2 группе предложена цепочка слов:

Непочтительность – несчастливость

Задание: объясните, почему эти слова связаны по смыслу. (Выслушиваются ответы групп)

  1. Подведение итога занятия.

Учитель. Итак, дети, мы много говорили сегодня о послушании и почитании родителей и своих наставников. Ответьте на вопрос

- Почему слово «послушание» связано со словом «радость»? (Выслушиваются ответы детей)

Учитель. Если дети не будут выполнять заповедь послушания, радость уйдёт от них и они никогда не будут счастливы. Подчинение родителям - это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Для христиан это значит: исполнить свой долг с любовью. Любовь есть исполнение законов Бога!

 

  1. Рефлексия.

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего занятия.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Успеха.

Если после нашего занятия  вы будете стараться выполнять заповедь послушания – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.

Дети прикрепляют яблоки. Подводится итог рефлексии.

Дополнительный материал:

В. Осеева «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Братья Гримм «Старый дед и внучек»

Жил-был старый-престарый дед: глаза у него ослепли, уши оглохли, и дрожали у него колени. Когда сидел он за столом, то еле держал ложку в руках и проливал суп на скатерть, да еще изо рта суп капал на стол. Надокучило сыну и невестке на это глядеть, и вот посадили они старого деда в угол за печкой и стали подавать ему еду в глиняной мисочке, да и кормили его подчас впроголодь. И глядел дед с грустью на стол, и на глазах у него показывались слезы.

Вот раз не удержал он в дрожащих руках мисочку, упала она наземь и разбилась. Стала его бранить молодая невестка, но он ничего не сказал, только тяжело вздохнул. Купила ему невестка деревянную мисочку за два геллера, и пришлось ему теперь есть из нее. Вот сидят они раз, и приносит маленький внучек — было ему четыре года — небольшие дощечки и начинает их складывать.

— Что ты там делаешь? — спрашивает отец.

— Я делаю корытце, — отвечает ребенок, — буду кормить из него отца с матерью, когда я стану большим.

Посмотрели муж и жена друг на друга — и заплакали. Подвели тотчас старого деда к столу и позволили ему с той поры есть всегда вместе с ними и не попрекали его, если он немного проливал на стол.

Не спеши, постой, голубчик,

Не беги во двор играть.

Слышишь: кто-то тебя учит

Все игрушки подобрать,

Вымыть чашку из-под сока

И цветы полить скорей,

Поснимать машинки с окон.

Пластилин содрать с дверей,

Стул накрыть красивым пледом,

С пианино пыль стереть…

Ну, теперь на все на это

Любо дорого смотреть!

Папа, мама, проходите,

Посидите, отдохните.

Может, суп вам подогреть?

Это совесть научила потрудиться малыша.

Мама сына похвалила,

Расцвела ее душа.

Ася Ашкрумова  «Наши Заповеди»

  • На первом месте БОГ, Люби Его, Он выше всех, главней всего,

Дороже Он игрушек всевозможных,дороже папы с мамой и пирожных.

  • Немало знаем мы людей хороших, но нет такого чтоб на Бога был похожий.

Его не сравнивай ни с кем и не ищи, лишь Богу одному служи

  • Должны святить мы имя Божье, бесцельно к Господу ты не взывай.

Когда стоишь перед задачей сложной, ему молись, и Он поможет, знай!

  • Ты за неделю сделай все дела,  а в день седьмой —Славь Бога дорогого.

Не только день, а все отдай сполна, чтоб к вечной жизни привела дорога.

  • Люби и слушайся ты маму с папой, тогда, сказал Господь,

Ты будешь долго жить.

Когда ты вырастешь и взрослым станешь, то будут дети и тебя любить.

  • Бог нас для жизни создает.

Не убивай, благословляй(Не проклинай) людей.

Убийца против Бога восстает и носит тяжкий грех в душе своей.

Кому и сколько жить на свете,решать дано лишь Богу, дети.

Бог создал мужа и жену и повелел Он им любить друг друга,

 Не разрушать свою семью  и  не искать другого друга.

Когда вы вырастете, дети, то вспомните заветы эти.

  • Пусть у приятеля игрушки лучше, но ничего без спроса не бери.

Бог Сам подарит то, что нужно,ты только помолись и попроси.

  • Не ябедничай взрослым на друзей и ложных слов не говори.

Не одобряет Бог таких детей, правдивым будь и никогда не лги.

  • У друга твоего есть все — пускай, ему ты не завидуй и чужого не желай.

С другими сравнивать Мы не должны себя —Бог любит одинаково и друга, и тебя!