Тема: Верность и любовь – залог счастья (7 заповедь)

Тема: Верность и любовь – залог счастья (7 заповедь)

Цель:

познакомить с понятиями «верность и скромность»,

-создать условия для понимания насколько их собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;

-развивать умение анализировать ситуации;

-воспитание атмосферы доброжелательности, при которой ребёнок испытывал бы чувство собственного достоинства и самоуважения.

(Любовь и верность – основа семьи. Пословицы о семье. «Не распутничай, будь чистым в мыслях и верным». Неприличное и стыдное. Библейская история о городах Содом и Гоморра. Танец Саломии и смерть Иоанна Крестителя. Рассказ Б. Ганаго «Прощание с ангелами».)

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Погрузимся в тишину. Сядьте в удобной позе, спина прямая, но без напряжения, закройте глаза, чтобы не отвлекаться, настройтесь на позитивные мысли. Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая постепенно освобождаетесь от беспокойства.

Настрой на позитивные мысли:

Мир, мир, мир везде.

Мир в тебе, мир во мне!

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде

Любовь в тебе, любовь во мне!

  1. Вступительное слово

У каждого человека есть свои ценности.

 - А что вы понимаете под этим словом?

 - Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

«Кто деток родит мне, богиня моя»?

И Ева тихонько ответила «я»,

«Кто их воспитает, царица моя»?

И Ева коротко ответила «я»

«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?

И Ева все так же ответила «я»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!»

«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…

Сказала она знаменитых семь «я»

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Конфуций писал: «Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви».

 Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

 Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

 Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

 Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Её основные признаки:

 а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

 б) совместное проживание в одном помещении,

 в) общий совместный бюджет

Кто такие Пётр и Феврония?

(Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы)

Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии.

Пословицы о семье

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье и каша гуще.

Семья воюет, а одинокий горюет.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Семейное согласие всего дороже.

Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На семью чисто не настряпаешься.

Ссора в своей семье до первого взгляда.

Богатую невесту беручи, да думай о том, как семью кормить.

Молод, да по миру ходит; стар, да семью кормит.

Горшок на всю семью большой.

Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит.

Сват, не сват, а в горох не лезь.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел.

Есть родня, есть возня.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Что мне тесть, коли нечего есть.

Бабушке — один только дедушка не внук.

Десятая вода на киселе.

В семье толст, да не в семью прост.

Он нашему слесарю троюродный кузнец.

Как родня? Да на одно солнышко глядим.

Твоя бабушка моего дедушку за нос водила.

Его собаки овсянку ели, а наши на них через тын глядели.

 Два брата на медведя, а два свата на кисель.

Намёки да попрёки - семейные пороки.

Густая каша семьи не разгонит.

Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.

У милого дитяти много имён.

 В хорошей семье хорошие дети растут.

Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую.

На что клад, коли в семье лад.

Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.

Всякий мирянин своему брату семьянин.

За общим столом еда вкуснее.

Дочернины дети милее своих.

Где дуракова семья, тут ему своя земля.

Родня до полдня, а пообедать негде.

В семье не без урода.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Соли нет, так и слова нет; а мука дошла, по всей семье пересговорка пошла.

Дети родителям не судьи.

Сват, не сват, был бы добрый человек.

Когда не вижу своих, так тошно без них; а увижу своих, так лучше без них.

Хоть наследства не делить, а надо своими счесться.

Я тебе сват, а ты мне кто?

Есть и братья у меня, да не свои, чужие.

Все в семье спят, а невестке молоть велят.

Сын отца глупее — жалость; сын отца умнее — радость; а брат брата умнее — зависть.

Это барской курицы племянник.

На его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел и руки погрел.

Русский человек без родни не живёт.

 Духовное родство пуще плотского.

Где бабка ни бери, а внука корми!

Не прячь свои неудачи от родителей.

В своей семье какой расчет.

Согласье в семье - богатство.

Библейская история о городах Содом и Гоморра.

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотой и вывели Лота с его семейством – с женой и двумя дочерями – за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря.

Саломея (5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская принцесса, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она не упомянута под собственным именем).

Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

По сообщению синоптических Евангелий, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипа очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.

В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи».

Рассказ Б. Ганаго «Прощание с ангелами»

Как-то, когда Оленька была совсем крошкой, маме надо было сходить в магазин. "А что, если проснется? Перепугается, плакать станет. В доме никого...»

Как никого? Над кроваткой малышки — икона Пресвятой Богородицы.

— Матерь Божия, присмотри за Оленькой, я мигом!

Возвращается, а Оленька лежит, раскрыв глазки, улыбается.

— Как ты тут, не боялась одна?

А Оленька пальчиком показывает на икону, словно говоря:

— Как одна? Я с Божией Мамой.

Что там было — осталось тайной. Когда Оленька говорить стала, замечал иной раз папа, заходя на ночь благословить малышку, что та что-то бормочет, смеется.

— С кем ты тут разговариваешь?

Оленька и рассказала, что какие-то светлые дяди на крылышках прилетают, играют с ней.

Папа с мамой оберегали свое вымоленное дитя от всяких дурных влияний. А вот старшенькую Клаву, увы, не уберегли. Как ни вразумляли: "Не касайся нечистого», — как ни наказывали, она рвалась к экрану. Только придет со школы — уже гремят выстрелы, вой сирен, в квартиру врывается всякая нечисть. Но особенно услаждалась девочка любовными сценами, пока родителей дома не было.

Оленьке смотреть взрослые передачи категорически запрещалось, но она, когда Клава созерцала бесконечные сериалы, бросала куклы и потихоньку прокрадывалась подглядеть. Стоило один раз посмотреть эту отраву, как ангелы вечером уже не прилетели.

Оля и не заметила дня, когда это случилось. Новые подруги, школа захватили ее. Да еще и телевизор! Его бы смотрел и смотрел. Надо готовить уроки, а тут опять любовный сериал. Оля давно запуталась, кто там кого полюбил, кто кого бросил, но и ее как магнитом тянул экран.

Однако — уроки! Мама придет — спросит. Вот девчушка и попросила сестрицу:

— Позови меня, когда целоваться начнут.

— Тебе еще рано! — воспитательным тоном изрекла Клава.

— Подумаешь, рано! Да я уже сто раз видела, — срезала педагогический порыв сестры Оля.

— Ну а если видела, чего смотреть?

— Так интересно!

— Что ты в этом понимаешь? — свысока усмехнулась Клава.

Когда-то и она, баюкая куклу, представляла себя будущей мамой, нежные чувства переполняли ее. Но теперь, насмотревшись экранных страстей, Клава уже почти наяву грезила о другом. Ей казалось, что какой-то загадочный красавец вот-вот обнимет ее... А тут малая:

— Позови меня, ну позови... Не позовешь, маме с папой скажу, что ты смотришь телевизор, когда их дома нет!

Этот ультиматум заставил Клаву призадуматься и на очередное "Ну позови, позови!» старшая сестра милостиво согласилась:

— Ладно уж, позову.

Так расстаются с ангелами...

Итог занятия.

 

Занятие на тему «Мы за них, перед Богом ответим»

Цель: через знакомства с притчамивоспитывать  у учащихся любовь к своей семье, близким и родным людям, учить быть внимательными и заботливыми по отношению к ним.

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы познакомимся с двумя притчами. Что же такое притча?

Притча рассказ, в котором на примере из повседневной жизни объясняется смысл какого-либо поучения.

  1. Знакомство с «Притчей о блудном сыне»

В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.

Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

А). Чтение притчи .

У одного человека было два сына. Однажды  младший  сын  сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.

А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.

И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».

Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»

А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.

Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».

Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».

Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, - твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Б) Беседа по прочитанному

- Одна из главных заповедей в семье - «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?

(По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.)

- К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

(Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.)

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

(Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.)

- Как встретил его отец?

(Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.)

- Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

(Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.)

- Какой момент в притче является кульминационным?

(Сцена возвращения сына.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Знакомство с притчей Льва Толстого «Деревянная кормушка»

Чтение притчи с беседой по прочитанному

 Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

(Далее использую приём прерванного чтения и прогнозирования)

  • Какие чувства вызвала у вас эта притча? Какие мысли?
  • Можно ли назвать молодую пару ответственными людьми? (Нет, они не думают, что будет с ними, когда они станут старыми).
  • Какую библейскую заповедь не выполнили молодые?
  • К чему может привести их безответственное отношение к старику?

Послушайте, что произошло. (Учитель читает продолжение притчи).

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

- Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

  • Как вы думаете, изменились ли после этого случая родители мальчика?
  • Что общего между  этими двумя притчами?

Как ты сам относишься к родителям, так и твои дети будут относиться к себе. Дети учатся на примере своих родителей. Как аукнется, так и откликнется.

В конце занятия я хочу познакомить со стихотворением, которое я прочла в интернете без автора.

Мне послышались тихие звуки

Что внезапно раздались извне

Кто-то плакал, прижав к груди руки

В одиночестве и в тишине

И казалось, никто не услышит

Да и дела, то нет никому

Дождь, стучит беззаботно по крышам

Чьи-то слёзы ему, ни к чему...

Одинокое плакало сердце

И от этого, стало невмочь

А в открытые окна и дверцы

Пробиралась, холодная ночь…

Я спустилась и в дверь постучала

В ту квартиру, где выключен свет

Я не помню, как долго стояла

Помню только, короткий ответ

Когда дверь наконец-то открылась

И послышалось тихо: «Входи...»

Я спросила: «Тут, что-то случилось?

Вы же плакали, вы тут одни?

Мне послышались тихие звуки

Может, чем-то могу я помочь?

Отчего, так дрожат ваши руки

Где ваш сын, ваша взрослая дочь?»

И сказала мне бабушка с грустью:

«Я теперь, к сожаленью одна

В моём доме так холодно, пусто

А когда-то... была молода

Но года пролетели, и старость

Неожиданно в гости пришла

Так она навсегда и осталась

Поседела моя голова...

Повзрослели давно мои дети

И разъехались все, кто куда

И одна я на всём белом свете

Никому, больше я не нужна...»

Так мы долго ещё говорили

В ту холодную, лунную ночь

Вместе плакали мы и тужили

Прогоняли сомнения прочь

А на утро, когда я проснулась

И взглянула соседке в окно

А она мне, тепло улыбнулась

И рукой показала письмо

«Дети в гости приедут», сказала

И утёрла рукою слезу

«Я ведь верила, я это знала

И теперь, я спокойно умру...»

Не бросайте родителей, дети

Старость в гости внезапно придёт

Мы за них, перед Богом ответим

Когда Он, нас к Себе призовёт!

Итог занятия.