3 Класс

 

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

 

Отвечает педагог-психолог

Карпей Г.И.

 

 Воспитание детей — непростое дело. Чем старше они становятся, тем более сложные вопросы встают на пути родителей. Шалва Амонашвили, известный педагог и психолог, создатель гуманной педагогики, делится советами с родителями, которые мечтают вырастить счастливого ребенка и хотят, чтобы воспитание и общение доставляло радость обоим. Если это про вас — вы найдете для себя много ценного в его словах.

Мы в  считаем, что каждому из нас есть чему поучиться у детей, что взрослым важно тоже иногда мечтать и шалить вместе с ними. 13 принципов воспитания Шалвы Амонашвили помогут вам в этом. А еще вы поймете, как лучше понимать детей, уважать их и гармонично развивать ребенка.

 

  1. Способность видеть и создавать прекрасное очень важна для человека, и во многом это умение закладывается еще в детстве. Постарайтесь окружить своего малыша красотой речи, теплой семейной атмосферой, чаще гуляйте с ним на природе, смотрите красивые иллюстрации, читайте добрые книги. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать. Все это поможет ему гармонично развиваться.

 

  1. Главная цель - воспитать благородного и великодушного человека

Материальный достаток, карьерный рост и благополучие в семье не единственные составляющие счастья. Но если родители смогут воспитать благородного человека с большой душой, он не пропадет, даже если вы не оставите ему наследства.

Сделать это под силу только на собственном примере: подарите другому улыбку, нужную вещь, радостную новость, сделайте хороший поступок - именно так проявляется великодушие. Воспитание станет полным, если в нем будут переплетаться величие и привлекательность духовного и нравственного. Беседы с детьми на такие темы помогают им понять многие важные вещи, это озаряет их мир.

  1. С ребенком нужно разговаривать как со взрослым.

Дети не любят, когда взрослые с ними сюсюкают, но они понимают и ценят, когда их уважают, учитывают их мнение. Конечно, порой бывает непросто увидеть в чаде самостоятельного человека, всерьез относиться к его словам и говорить на равных.

Для начала постарайтесь сами мысленно настроиться на искренний, уважительный разговор, примите ребенка таким, какой он есть, не старайтесь переделать его, и со временем у вас все получится.

 

  1. Нельзя лгать, грубить и насмехаться

Грубость, ложь, насмешки и жестокость недопустимы в обращении с ребенком. Дети становятся жестокими только после того, как столкнутся с жестоким обращением. Избегайте раздражения: это главный враг воспитания. Мама и папа, для которых привычно кричать, повышать голос и обижаться, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

 

И даже наказывать можно с любовью. Тогда мальчики и девочки принимают это как норму и не выплескивают на родителей ответную агрессию. Наказать — это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить, это путь указать. В воспитании намного сложнее заниматься перевоспитанием, лучше, чтобы все было вовремя и соразмерно с мудростью.

 

  1. Научите их искать позитивное в каждом моменте

Умение видеть хорошее в каждом моменте - большая ценность. Вспомните, как умение во всем замечать хорошее героини Поллианны из одноименной книги изменило жизнь унылого городка: люди, которые прежде считали, что им совершенно нечему радоваться, стали замечать вокруг много прекрасных вещей и сделались счастливее.

Оптимизм облегчит жизнь ребенку в самых непростых жизненных ситуациях, он легче найдет выход из проблем, обладая таким даром.

  1. Любовь близких не должна подавлять

Важно, чтобы создавались условия для развития духовных сил и способностей детей. Для этого следует разумно сочетать нежность любви с требованиями, обязательными для исполнения.

Научитесь быть терпеливыми без притворства и попустительства. В случае непонимания посидите вместе молча и подумайте одну думу, понимание придет, и вы вскоре поймете, насколько такой молчаливый совет полезен.

  1. Научите его быть внимательным

Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте. В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное.

 

Делать это можно совсем незатейливо во время игры или прогулки: вместе с малышом или даже подростком угадывайте звуки природы, любуйтесь закатом или восходом, рассматривайте детали картин на выставке.

  1. Покажите ребенку беспредельность и безграничность окружающего его мира

Основную информацию человек получает до 5 лет. Важно суметь показать детям беспредельность и безграничность окружающего их мира, пробудить интерес к знаниям. По природе своей они очень любознательны, важно не заглушить это стремление, а помогать им познавать мир, делиться своим опытом, вместе радоваться новым открытиям.

 

  1. Привлекайте к вашим делам

Маленьким детям очень интересно принимать участие в делах родителей. Не отстраняйте их от помощи — так вы не только повысите уровень знаний и умений вашего ребенка, но и наверняка обретете в его лице верного помощника. Включите его в привычную жизнь семьи, делайте свои дела вместе с ним. Пусть папа возьмет сына в гараж, а мама испечет с дочкой торт к семейному празднику.

 

  1. Поймите его характер и дарования

У всех детей есть свой характер. Важно суметь разглядеть это вовремя: возможно, за отдельными чертами характера скрывается талант. Упущенные возможности трудно восполнить в более старшем возрасте.

 

Даже в повседневной жизни есть немало способов разглядеть интересы ребенка, его наклонности. Например, сыну очень нравится петь или рисовать — запишите его в художественную или музыкальную школу. Не забывайте про поддержку и похвалу — они способны творить чудеса!

 

  1. Общайтесь с ребенком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть

«Дорисовывайте» детей. Это значит ищите в них хорошее и регулярно это подмечайте. Ничего страшного, если вы немного преувеличите действительность. Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена добрых нравов своего чада.

 

Большая часть нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза  — это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем он станет таким, каким вы его видели уже сейчас.

 

  1. Сделайте совместно времяпровождение интересным и полезным

Гораздо интереснее и полезнее не просто читать книгу, но и общаться с малышом во время чтения. Обсуждайте главных героев, их поступки, интересные и важные ситуации в книге. Размышляйте вслух. Интересным и познавательным будет общение ребенка с вымышленными персонажами, например с Пиноккио, Карлсоном. Это может быть игрушка, нарисованная кукла или другой персонаж, который будет появляться в его жизни в нужные моменты.

 

Не бойтесь подыгрывать своим детям, шалить вместе. Для них это очень важно, ведь все они познают мир с помощью игры. Никогда не молчите, когда идете куда-нибудь вместе, — делитесь своими мыслями, отвечайте на его вопросы, разглядывайте мир вокруг.

 

  1. Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их.

Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на что-либо более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают игры по своему усмотрению, вместо того чтобы наблюдать, куда устремляется внимание маленьких созданий. Например, дети любят разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему.

 

Дети — активные существа, деятельные мечтатели, они стремятся преображать то, что их окружает. Родителям стоит постараться, чтобы создать для них развивающую среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Эффективное взаимодействие в семье – залог успеха школьника» можно найти по ссылкам

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Roditelskoe-obshhenie-kak-faktor-formirovaniya-kultury-gumanisticheskih-otnoshenij-v-seme-1.pdf;

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zenevich-A.S.-roditelskij-universitet-230119.pdf

 

Здоровая семья — здоровый ребёнок

 Отвечает педагог-психолог

Карпей Г.И.

 

Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищенным!

Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья, родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности ребенка, должны многому научить детей.

Ребенок — это пластилин, что из него вылепишь — то и будешь иметь!

Это чистая доска, что напишешь, — то и останется на всю жизнь!

В здоровой семье — здоровый ребенок! В больной семье — больной!

         Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

- Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

- Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

- Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

- В-третьих, культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

- В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры.

          Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

         Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

         Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

    Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Совместный активный досуг:

  1. способствует укреплению семьи;
  2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
  3. развивает у детей любознательность;
  4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
  5. расширяет кругозор ребенка;
  6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
  7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Здоровая семья — здоровый ребёнок» можно найти по ссылке

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovaya-semya-zdorovyj-rebenok-1.pdf

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Отвечает педагог-психолог

Карпей Г.И.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Возрастные особенности третьеклассников

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком.

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

Другая важная особенность этого возраста качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми — учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду.  Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» можно найти по ссылке:

 

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Psihologicheskie-osobennosti-treteklassnikov.pdf

Значение школьной отметки в жизни ребенка начальной школы

Отвечает педагог-психолог Карпей Г.И.

Сегодня мы поговорим о том, как отличить отметку от оценки и как сделать так, чтобы первые отметки наших детей, были безболезненными и хорошими, а также какую роль в этом играет подготовка к урокам.

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинает переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 7 или 8, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того, над чем вы с ребенком должны поработать.

Знания даются всем одинаково, но получают их и применяют все по-разному. Кому-то достаточно объяснения учителя, кому-то нужна помощь родителей, а кому-то помощь репетитора.

Что такое оценка и отметка?

Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «Знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:

  1. Социальная функцияпроявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя: возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника; уровень сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
  2. Образовательная функция:

- сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;  устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

  1. Воспитательная функция:

выражается в формировании положительных мотивов учения. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

  1. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.
  2. Функция управленияочень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка мотивация к обучению. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомляет ребенка, но и быстро теряет интерес к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни  отличные отметки. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только «отлично». Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после  «9» вдруг, полученная «7», вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва, заметные. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие. Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к отметкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об отметках и бурно реагируем на плохие, для ребенка отметка станет основной частью школьной жизни.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.

Особо следует отметить, что оцениванию на уроках не подлежат личные качества ребенка (темп работы, особенности внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

А самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Большое значение имеет в формировании самооценки роль семьи. Если в семье родители прислушиваются к детям, к ним относятся с уважением, когда их мнения расходятся, родители рассматривают ребенка как личность, заслуживающую внимание, интерес и уважение, то у такого ребенка развивается адекватная самооценка. А дети с заниженной самооценкой встречаются там, где родители живут в разладе и тогда общая самооценка ребенка ущербна или если ее благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне.

         По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

         Наиболее сензитивным периодом развития самооценки является  младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, она будет отшлифовываться под влиянием оценки взрослого (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).

         Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.

         От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

         Из выше сказанного можно выделить факторы учебной деятельности школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка: влияние школьной оценки, чувство компетентности, влияние семейного воспитания, появление и влияние рефлексии. Самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования. Поэтому при развитии адекватной самооценки необходимо учитывать все факторы.

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот так и формируется жизненная линия человека. Хорошо, когда родители и школа действуют сообща и двигаются в одном направлении, хотя бы при оценивании ребенка. Успехов вам и вашим детям!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Адаптация учащихся в 1-м классе» можно найти по ссылке

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Adaptaciya uchashhih

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Значение школьной отметки в жизни ребенка начальной школы» можно найти по ссылке

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kudejko-M.V.-Aktivnaya-ocenka-i-itogovaya-otmetka.-Rabota-s-roditelyami.pdf