4 Класс

Ребёнок и компьютер

 

Отвечает педагог-психолог

Карпей Г.И.

 

     Некоторые родители сразу выскажутся «за», апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребенка. Однако «развивающий характер» компьютерных игр – очередной миф. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

     Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира  Ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки? Виртуальный мир – это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не  создаются  самим  ребенком,  а  задаются  (или  навязываются)  извне. Следовательно,  их  не  надо  задумывать,  изображать,  воплощать.  В виртуальном мире этого нет – нет действий по материальному воплощению.

Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку – и

можно «сделать», «совершить», «победить» и т.п.

     Виртуальные образы  не  надо  воплощать,  ими  можно  только  манипулировать!  Кстати, манипулирование  – характерное  свойство  того,  кто  хочет  властвовать  и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в «безобидные» компьютерные игры. Особенностью виртуальных образов является их притягательность  – яркость и динамизм, которые возбуждают ребёнка и порождают зависимость.                  Ребёнок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идёт подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребёнок, не освоивший ролевой игры, впоследствии может испытывать различные проблемы в общении.

     Если  подросток  не  будет  знаком  с  популярными компьютерными играми, то его просто не поймут и не примут в коллективе сверстников. Но одно дело, когда ребёнок нечасто играет в них, лишь эпизодически, и другое – когда он готов уделять компьютерным играм всё время, не только свободное. Если ваших детей будут привлекать не «стрелялки» и жестокие игры, образовательные  и  развивающие,  то  такие  игры  можно  только

приветствовать.

     Самое  страшное,  когда  ваш  ребёнок  зацикливается  на  играх  с насилием,  покушаясь  на  жизнь  людей.  Пусть  это  происходит  пока  в виртуальном мире. Но  жестокие  игры – это  провоцирующий  фактор  «дремлющей»  в ребёнке агрессивности. Зачем её будить!? Если вы поощряете в своём ребёнке тягу к жестоким играм, то знайте:  вы  пробуждаете  в  своём  ребёнке  маленького  «зверька»  с завтрашними последствиями.

     Как же можно обвинить создателя агрессивной игры в том, что наш ребёнок стал кровожадным? Разве не вы сами купили ему эту игру или дали

денег на её покупку? Не вы ли радовались, что ребенок часами играет за компьютером  и  дает  вам  наконец  возможность  спокойно  поговорить  по

телефону, почитать газету, посмотреть футбол? Разве не вы виноваты в том,

что ему с компьютерными монстрами интереснее проводить время, чем с вами?

     ВНИМАНИЕ!  Неустойчивую  психику  ребёнка постарайтесь максимально долго оберегать от действительно жестоких сцен в играх. Если  в  вашей  семье  старший  сын  или  папа  обожают  попалить  по монстрам, на экране дым столбом, кровь фонтанами, а из динамиков несутся душераздирающие стоны и непрерывная стрельба –  не позволяйте малышу

находиться рядом с компьютером. Но от отца или брата, занимающегося «постройкой  нового  города»  или  сидящего  за  «штурвалом космического

корабля», возможно, отгонять ребенка и не стоит. Из всего можно извлечь

пользу.

     Ребёнок,  играющий  в  компьютерную  игру,  имеет  прекрасную возможность  почувствовать  себя  сильнее,  смелее,  красивее.  Словно  по волшебству, он становится настоящим героем! Игры открывают для него новый мир. Там ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим

воином; он учится хитрости, ловкости, смелости и мудрости, но не реальной.

Если  действительность,  окружающая  вашего  ребенка,  достаточно эмоционально окрашена, если у вас с ним теплые, доверительные отношения,

ему не захочется сбежать в виртуальные миры.

     Ещё  одна  опасность  кроется  в  условности  «жизни  и  смерти» компьютерного героя, того, с кем ребенок по ходу игры невольно начинает

себя  отождествлять.  Пять жизней  израсходовано,  но  есть  еще  шестая  и можно выиграть седьмую, восьмую и т. д. Смерти не существует: умерев, ты

можешь «воскреснуть» и все начать сначала.

     Отсутствие логической связи, причинно-следственных отношений, ощущения необратимости смерти, в конце концов, тоже влияет на сознание и

подсознание ребенка. Не в этом ли причина роста детского суицида? Почему дети, вполне вроде бы благополучные, не из-за замечания в дневнике, и даже не из-за несчастной любви, в одиночку и компаниями летают с крыш многоэтажек... Просто так... Может быть, они думают, что не разобьются, а встанут и пойдут дальше, или им кажется, что у них в запасе

еще пять-шесть жизней... По крайней мере, такую гипотезу неоднократно высказывали   психологи,   комментируя   случаи   «беспричинного» самоубийства детей.

     ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, вам  необходимо  разобраться,  чего  ему  не  хватает  в  окружающей действительности.

Некоторые  советы  родителям,  как  вести  себя  с  ребёнком, увлекающимся компьютерными играми.

  1. Если ребёнок дошкольного возраста, компьютерные игры покупайте не раньше, чем перед школой.
  2. Разрешайте играть только в развивающие игры и соответствующие возрасту.
  3. С новой игрой поиграйте сначала сами, проверьте, будет ли она полезна ребёнку.
  4. Ограничьте время  игры  для  дошкольника – до  30  минут,  для школьника не более 60 минут без длительного перерыва.
  5. У ребёнка всегда должна быть альтернатива компьютерным играм.

Одними из самых естественных, органичных природе детей являются игры с

природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка,

рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину, ребенок получает силу и энергию самой жизни – то, чего он не получает  от  взаимодействия  с  мертвыми  компьютерными  образами.

  1. Если ваш ребёнок уходит от жизни в игру, нет смысла ругать его, ищите истоки в себе, в своей семье.

     Воспитывает всё, что окружает ребёнка: люди, игрушки, образ жизни, поведение  и  поступки.  Процесс  этот  невидимый  и  длительный,  зато результат – зримый и серьезный.

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Ребёнок и компьютер» можно найти по ссылке

 

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Kiberbezopasnost-detej.pdf

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Отвечает педагог социальный

Крыштанова Е.А.

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это тот, который умеет хорошо вести себя.

       Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным и культурным?  Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт условия для этого благополучные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. 

      Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает семья. Если изо дня вдень ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.  

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.  Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д. Этим вопросам посвящены целые разделы учебных предметов в наших учебниках, мы говорим об этом каждый день. Но к проблемам культуры приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. ФРАЗЫ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУТ ДЕТИ «Нет - значит нет!» - родитель не удостаивает ребенка объяснением, диалогом. Обида ребенка от такого отказа только множится.

 «Сейчас!» - это сейчас может быть через час, два, три… или вообще никогда. «Да делай, как хочешь!» - обман чистой воды. Свобода в этом случае – только мираж. Это настоящая угроза проявлению самостоятельности ребенка и изначальная оценка действий ребенка как неправильных. И, конечно, никаких обсуждений фраза не предполагает.

 «Посмотрим…» («Видно будет…») – в ответ на просьбу куда-то пойти поехать, что-то купить и т.п. Фразы плоха ложной надеждой.

 «А ты сам как думаешь?!» - вариант «Что за глупый вопрос?!». Риторический вопрос, предполагающий принятие только родительского мнения, без раздумий и рассуждений. К тому же, эта фраза явно намекает на то, что глупо не знать, не принять «единственно правильный» ответ сразу.

 «Не выдумывай!» - ребенку не верят и предлагают только одну линию логики – свою. «Ты же, вроде, взрослый, умный парень… («Не надо думать, что ты умнее всех»)» - отличные фразы для понижения самооценки. А в случае первой фразы, это еще и констатация того, что младший умным быть точно не может. «Вырастешь – поймешь!» - никаких объяснений, обсуждений и сразу негативная оценка способности ребенка понять ситуацию.

«Есть слово «надо»!» - опять же необоснованно и не истинно.

«Ты же мальчик! («Ты же старше!») Как тебе не стыдно!» - фразы, дающие понять, что возраст или пол при определенных действиях уже являются основанием для стыда.

Памятка для родителей

  1. Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
  2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
  3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
  4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
  7. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Как научить своего ребенка жить в мире людей» можно найти по ссылке:

 

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-povedenii-rebenka-s-neznakomcami-na-ulice.pdf

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

 

Отвечает педагог-психолог Карпей Г.И.

 

         У четвероклассников заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Так и у детей заканчивается строительство фундаментальных характеристик, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования.

         Дети в этом возрасте отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

         Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

         Дети способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память претерпевает изменения – приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной. Ребенок этого возраста активно размышляет по поводу своих действий, может утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой как внутренне, Именно эти изменения приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляются в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.»

         Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу». Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Дети вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.  

         Большую зрелость приобретает общение. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.

         В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких.

         Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

         Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

         Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Домашняя обстановка самым непосредственным образом влияет на формирующийся мозг ребенка, так как именно родители закладывают и стимулируют его развитие. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться потрясающих результатов!

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Ответы на вопросы по теме «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов» можно найти по ссылке

https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Vozrastnye-psihofiziologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.pdf