Методическая копилка

Компетентностный подход: правила постановки учебных целей

Ребенок должен не просто узнать очередную порцию информации, а научиться делать что-то новое. Как же педагогу сформулировать эти новые цели и суметь достичь их?

Не секрет, что новые педагогические подходы с большим трудом приживаются в массовой школе. Вероятно, это происходит оттого, что все «за», но мало кто знает «как». Ведь освоение нового подхода гораздо сложнее нового метода работы или даже технологии. От учителя требуется пересмотреть основания, установки своей деятельности. Это, пожалуй, не только самый трудный, но и самый важный момент. Так, компетентностный подход предполагает переориентирование учителя уже на стадии планирования урока, ибо цель его принципиально меняется.

Компетентностный подход, сегодня уже обретающий черты нормы, несомненно, не только возможен, но и, как правило, реализовался опытными педагогами во все времена существования школы как институт обучения и воспитания. Но он все еще не осмыслен глубоко и не стал повседневной педагогической практикой обычной российской школы, поскольку провозглашение новой нормы не означает автоматического изменения массовой практики. Самое трудное – перевод целей и ценностей в механизм, который позволит замысел превратить в реальность.

На чем можно и нужно акцентировать внимание, если речь идет о реализации компетентностного подхода на уровне учителя и урока? Что должно измениться в этой ситуации в деятельности учителя? Чему его надо научить? Что должно стать предметом наблюдения в деятельности учителя на уроке, в том числе и через анализ урока?

Главный аспект компетентностного подхода – определение целей. Здесь важны два момента: .как ставит цель учитель при подготовке к уроку и как ставится цель на уроке (участвует ли в этом процессе ученик)? Что здесь должно быть важным для учителя и любого наблюдателя на уроке?

1. Планирует ли педагог в качестве долгосрочных целей получение учениками новых образовательных результатов?

Самое главное в компетентностном подходе – результат ученика, который не сводится только к уровню предметной обученности, но и должен включать уровень сформированной компетентности – способности действовать в ситуации неопределенности на основе полученных знаний.

При формулировании цели учителю прежде всего нужно задать себе вопрос: что он хочет получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У него в голове формируется свое видение результата выполнения задачи. Чем яснее и конкретнее это видение у педагога, тем понятнее это будет и для учеников (включая критерии последующей оценки результатов их деятельности).

Но даже после такой детальной предварительной работы над формулировкой цели непосредственно на уроке при ее изложении у учеников может сложиться иное видение результата. То есть может получиться, что учитель и дети по-разному представляют себе одну и ту же цель. Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли ученики вас поняли, достичь однозначного понимания, что нужно получить в результате выполнения цели.

Гораздо проще с обучающей целью. Здесь, как правило, учитель чувствует себя уверенно. Ведь эта цель – из области программных требований, поэтому она конкретна, достижима и т.д.

А вот развивающая цель урока вызывает не только и не столько затруднение, сколько желание «отмахнуться», написать что-нибудь формальное вроде привычного «развивать», «формировать» и т.п. – в характеристиках не результата, а процесса, никогда не завершающегося. Тем самым – устранить лишнюю ответственность за результат на уроке, не связанный напрямую с предметной обученностью.

Поэтому не случайно вопрос, заданный учащемуся: «Что узнал нового?», и вопрос, заданный учителю: «Что нового объяснил?», не вызывают затруднений ни у одной из сторон, а вот вопрос ученику: «Чему научился?» и самые важные вопросы учителю: «Что должен научиться делать ребенок на 45-минутном уроке (слово «делать» здесь является ключевым) и как вы делаете это сами?» – вызывают серьезные затруднения у обоих.

Как правило, проще дело обстоит с уроками информатики, физкультуры, математики, физики, даже русского языка – там привычнее выделять алгоритмы и способы деятельности, освоение которых должно стать конечным результатом учащихся на уроке. Сложнее ответить на этот вопрос в отношении литературы, истории, гуманитарных предметов, потому что там проще пересказать, что узнал один или о чем рассказал другой, но чему научился ученик: какие проблемы, задачи решать, как действовать – ответить бывает очень сложно.

Таким образом, при постановке цели актуален вопрос: как сделать, чтобы каждый участник образовательного процесса мог ответить, чему научился ученик (не «узнал», а «научился делать»!)? «Такой подход можно считать прогрессивным по сравнению с практикой постановки педагогических целей, когда цель формулируется как задача, как то, что должен сделать учитель, но не как то, что останется у учащегося».

Не менее важный вопрос заключается и в том, насколько готовы эксперты (или посетители урока) достойно оценить урок, на котором учитель создает условия для проявления учениками высшего уровня компетентности – способности пересекать границы правил и создавать новые? Эту готовность легко пронаблюдать, если проанализировать сами критерии экспертизы и анализа урока. Чем они универсальнее (т.е. подходят под любую концепцию), тем менее они инструментальны для перевода целей и ценностей компетентностного подхода в практическую деятельность учителя на уроке.



 

 

Н.И. Запрудский

 

Ориентирововчная карта

для проектирования урока

 

1.Выберите и запишите тему урока , класс, уровень обучения

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2.Проведите диагностику

Комплексное изучение, прояснение всех обстоятельств развертывания образовательного процесса на предстоящем уроке. Оно должно быть направлено на выяснение:

а) благоприятных и неблагоприятных факторов и условий, которые будут (соответственно) способствовать и препятствовать достижения цели;

б) причин успехов и неудач предыдущего урока;

в) достигнутых уровней обученности и личностного развития учащихся;

г) своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока.

Напишите, в каких условиях будет проводится урок, к проектированию которого вы приступаете    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку

Напишите, какие нормативные и методические требования нужно будет учесть при проектировании и проведении занятия______________________________________________________________________

4. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков

Запишите________________________________________________________________

5. Определите обучающую цель и отберите учебное содержание

Обучающую цель, пожалуйста, сформулируйте одним из предложенных ниже способов:

 1. Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями...

 2. Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут уметь... (далее перечисляются соответствующие действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между… и т.п.).

 3. Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест (и далее этот тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение).

Запишите обучающую цель урока:________________________________________________________    

Перечислите основное учебное содержание урока:___________________________________________

6. Установите задачи личностного развития учащихся и с планируйте ситуации развивающего типа

 Задачи удобно формулировать на основе следующей схемы:

 

  • Клише                                                                 =============>                                           Разрывы
  • Содействовать….                                               =============>                                           Разрывы
  • Способствовать….                                             =============>                      Разрывы
  • Создать условия….                                           =============>                       Разрывы
  • Организовать ситуацию…                               =============>                                            Разрывы

 

Ножницы символизируют противоречия между идеальным представлением о выпускнике школы и реальными уровнями воспитания и развития учащихся.

Запишите задачи: ______________________________________________________________________

Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания образования, то есть организацией соответствующих ситуаций, например:

для формирования умений диалога на уроке нужны диалоги;

для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы;

для выработки учениками ценностного отношения к историческому факту на уроке необходима ситуация выработки этого отношения и т.п. 

Напишите соответствующие развивающие и воспитывающие ситуации для вашего урока________________________________________________________________________________________________

 

            7. Спрогнозируйте предстоящее занятие

 К данному этапу уже осуществлена диагностика предстоящего урока, определено его место в блоке уроков, в первом приближении определены цель и задачи воспитания и развития учащихся, учебное и деятельностное содержания образования. Теперь важно осуществить прогноз в отношении будущего урока, то есть «проиграть» различные варианты проведения урока, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект, достижение цели при оптимальных результатах времени и усилий учителя и учащихся. При этом учитель обращается к уже сложившимся моделям проведения урока, известным ему технологиям или конструирует новые технологические решения. В качестве критериев выбора варианта могут быть использованы следующие:

- учитывает ли этот вариант продуктогенные и отрицательные факторы?

- позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут урока?

- позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся?

- будут ли активны учащиеся?

- имеются ли соответствующие средства обучения?

- смогу ли я в конце урока видеть, достигнута ли цель урока? и др.

      Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цели, задачи и содержание урока.

8. Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока

Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя (табл.):

Название и продолжительность этапа

Ожидаемый результат

Задачи учителя

Диагностический

(8 мин.)

Осведомленность учащихся и учителя об успехах и характере выявленных пробелов

Организовать выполнение учащимися контрольных заданий

Организовать самоконтроль и самооценку по предложенным эталонам

Составьте такую же таблицу для вашего урока:

  1.     Примите решение о  методах и формах

Самоопределение педагога в отношении этапов урока, их продолжительности и планируемых результатов позволяет перейти к выбору методов и форм обучения.

Эти методы вносятся в технологическую карту предстоящего урока. Тем самым определяется содержание и характер деятельности учащихся и управляющей деятельности учителя.

Укажите методы работы учителя и учащихся для каждого из этапов будущего урока: ______________________________________________________________________________________________

Методы имеют внешнее выражение (оформление) в формах обучения 

-индивидуальная,

-в парах,

- групповая,

-коллективная,

-фронтальная.

В формах организации обучения

- лекция,

-  семинар,

- экскурсия,

- практикум и т.п.

Выбор форм обуславливается целями и задачами урока, а также избранными методами.

Запишите избранные вами формы работы (по этапам):________________________________________________________________________________________

8.Подберите средства обучения

Для отбора средств обучения рекомендуется иметь в виду следующие детерминанты: цель и задачи урока, содержание, методы обучения и особенности учащихся класса. Покажем это на примерах:

- если, например, стоит задача «содействовать развитию креативных способностей учащихся», в качества средства следует использовать открытые задания и вопросы; если цель «умение строить графики линейной функции», то средство – соответствующие упражнения;

 - для овладения учащимися деятельностным содержанием на уроке необходимы соответствующие ситуации развивающего типа, по сути, являющиеся средствами: если содержание – умение делать выбор, применяются ситуации выбора, если содержание – умение планировать работу, то средством является ситуация планирования своей деятельности;

- каждый метод поддерживается (сопровождается) соответствующими средствами: метод работы с книгой – нужны книга, вопросы, задания учащимся; метод демонстрации – применяются соответствующие наглядные пособия, оборудование для постановки опытов и т.п.;

- при принятии решения о том, какие средства будут использоваться на уроке, важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться тем или иным средством.

       Таким образом, следуя пониманию урока как системы, средство нужно отбирать сообразно, согласно другим компонентам системы «урок».

Представьте избранный вами список средств обучения (для каждого этапа):___________________________

10. Составьте технологическую карту (ТК) урока

В ТК включаются:

1. тема урока,

2. обучающая цель,

3.задачи воспитания, развития учащихся и

4.(для каждого этапа): название и продолжительность, ожидаемый результат, задачи учителя, содержание деятельности учащихся, содержание деятельности учителя, средства обучения.

ТК может быть представлена а) текстом, б) таблицей, в) текстом в сочетании с таблицей.

Технологическую карту представьте на листах А3 и (или) на компьютере.

11. Оцените разработанный урок      через призму признаков его эффективности

Характеристики проекта урока

Да

Нет

  1.  

Осуществил(а) ли я диагностику предстоящего урока

 

 

  1.  

Взаимообусловлены ли все компоненты урока

 

 

  1.  

Диагностично ли сформулирована обучающая цель

 

 

  1.  

Исходят ли сформулированные мною задачи воспитания и развития учащихся из противоречия между идеальным представлеем об ученике и реальными проблемами в воспитании и развитии учащихся

 

 

  1.  

Ориентирован ли мой урок на гармоничное развитие учащихся

 

 

  1.  

Владею ли я учебным материалом урока

 

 

  1.  

Опирается ли дидактическая конструкция урока на обоснованные педагогикой принципы

 

 

  1.  

Предполагается ли опора на достигнутый учащимися уровень обученности и их субъектный опыт?

 

 

  1.  

Программируется ли посильная и напряженная работа учащихся на уроке?

 

 

  1.  

Рационально ли мною отбораны дидактические средства?

 

 

  1.  

Предполгается ли дифференцированный подход к учащимся?

 

 

  1.  

Будет ли на уроке сотрудничество, партнерство учителя и учащихся?

 

 

  1.  

Предпоалагется ли обратная связь?

 

 

  1.  

Будет ли эффективно использоваться каждая минута урока?

 

 

 

Если необходимо, внесите в проект соответствующие коррективы.

 

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий»

 Н.М. Верзилин

 Как свидетельствует практический опыт работы молодых учителей, основные затруднения, которые они испытывают в профессиональной деятельности, связаны с подготовкой и проведением учебных занятий. В этой связи предлагаем мо­лодым специалистам ориентироваться на требования, которые предъявляются к современному учебному занятию как одной из основных форм организации образовательного процесса.

Современные учебные занятия - это ограниченный во вре­мени период каждодневного взаимодействия учителя и уча­щегося, наполненный напряженным умственным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Учебное занятие необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На нем ре­шаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждое учебное занятие должно иметь четко поставлен­ную цель, достижение которой требует решения основных его задач. Цель и задачи учебного занятия должны форму­лироваться лаконично и конкретно.

Цель- это прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция будущего.

В педагогическом менеджменте (и методика этого не от­рицает) существует ряд требований, которым должны соответ­ствовать цель и задачи любого вида педагогической деятельно­сти, в том числе подготовки и проведения учебного занятия.

Цель любого вида деятельности должна отражать следу­ющие основные положения:

-       конкретизировать требуемый конечный результат и заданный: срок его достижения;

-       определять максимальную величину допустимых за­трат сил, средств, времени и энергии;

-       давать, где это возможно, количественную характе­ристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

-       определять, что и когда должно быть сделано, не уточ­няя, как и почему;

-       отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя;

-       быть понятной для исполнителей;

-       быть реальной и достижимой, но не легкой;

-       обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ре­сурсов по сравнению с другими возможными целями;

-       быть реализуемой в пределах запланированного бюд­жета времени;

-       исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

-       быть согласованной с исполнителями, совпадать с их интересами и не вызывать конфликтов между ними;

-       фиксировать ее достижение.

Цель учебного занятия - это реально достижимый, но не­простой итог совместной деятельности учителя и учащихся; степень обученности, на которую учитель планирует вывести большинство учащихся в ходе учебного занятия (чему плани­рует научить: определять, вычислять, измерять, анализиро­вать, находить, делать выводы, решать, изготовлять и т.п.).

Цель учебного занятия, как правило, одна. И, как прави­ло, выражается она именем существительным и формулиру­ется лаконично и конкретно.

Однако не всегда цель учебного занятия может быть сфор­мулирована только с помощью имени существительного. Иногда она выражается неопределенной формой глагола не­совершенного вида (что делать?). Такая цель называется «глобальной» и представляет некий идеал, ориентиры деятель­ности в целом, процесс, продолжительный во времени (напри­мер, воспитывать сознательного гражданина своей страны).

Триединая цель учебного занятия - это сложная состав­ная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, воспи­тывающий и развивающий.

Цель обучения предполагает формирование у учащих­ся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, предметных компетенций. Она должна формулиро­ваться максимально конкретно.

Например: обеспечить усво­ение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей; обобщить и систематизировать знания о ...; создать условия для развития навыков (каких?); устранить пробелы в знани­ях по вопросам (каким?); обеспечить усвоения учащимися понятий (каких?) и т.д.

Цель воспитания ориентирует на формирование у уча­щихся определенных свойств личности, черт характера, со­циально-личностных компетенций. Она охватывает значи­тельные временные рамки. Ее предлагается формулировать следующим образом: «Создать (или обеспечить) условия для ...»; «Способствовать средствами преподаваемого учеб­ного предмета формированию таких качеств личности, как...»; «Содействовать формированию...».

Цель развития направлена на развитие психических свойств и качеств личности, необходимых для деятельно­сти (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.). Формулировку такой цели жела­тельно начинать со слов «Создать (или обеспечить) условия для развития...».

Развитие мышления включает развитие: аналити­ческого мышления (формирование умения выделять су­щественные признаки и свойства); синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого ма­териала); аналитико-синтезирующего мышления (развитие умений классифицировать факты, делать обобща­ющие выводы); абстрактного мышления (развитие уме­ний выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, применять знания на практике) и др.

Развитие познавательных качеств личности направлено на формирование умения выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, а также умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Развитие общетрудовых и политехнических качеств ориентирует учащихся на творческий подход к решению са­мых разнообразных задач.

Развитие операционно-контрольных качеств - на уме­ние пользоваться приборами и инструментами; планиро­вать, оценивать результаты выполненных действий, регули­ровать и контролировать свои действия.

Развитие навыков учебного труда - на умение рабо­тать в должном темпе: читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

Развитие приемов наблюдения - на умение определять цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдае­мых объектов.

Развитие воли и самостоятельности направлено на вос­питание инициативы, уверенности в своих силах, настойчи­вости, формирование умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой и дей­ствовать самостоятельно.

Таким образом, цель учебного занятия - это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут совместными действиями учителя и учащихся к концу конкретного учебного занятия либо ряда занятий.

Задачи учебного занятия - это конкретные шаги, кото­рые совместно делают учитель с учащимися по достижению цели; это те действия, которые можно детально прописать, выполнение которых может быть четко привязано к срокам и целиком зависеть от человека.

Формулируются задачи чаще всего глаголами совершен­ного вида (что сделать?): в них изначально заложена закон­ченность действия, которое должно быть достигнуто.

Сформулировать задачу - значит указать тот конкрет­ный результат, который предполагается получить при ре­ализации того или иного направления действий на данном этапе. Они формулируются таким образом, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели: организацией взаимодействия; усвоением знаний, формированием или развитием умений, навыков, компетенций; развитием способностей, опыта творческой деятельности, коммуникативной культуры и др.

Хорошее учебное занятие отличает плановость и чет­кость построения.

Качество учебного занятия во многом зависит от органи­зации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овла­дение учебным материалом, что достигается посредством со­вместного определения учителем и учащимися цели и плана учебного занятия.

Каждое учебное занятие должно быть направлено на формирование у учащихся умения учиться. Их необходи­мо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; перерабатывать новую информацию с записью основных по­ложений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчи­ванием схем, таблиц, диаграмм; использовать полученные знания и приводить в систему имеющиеся; создавать на ос­новании знаний, умений, навыков новое, необычное - тво­рить, изобретать, исследовать.

Каждое учебное занятие должно быть шагом в лич­ностном развитии учащихся, рождать у них ощущение не­обходимости усвоения того или иного учебного материала. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Учебное за­нятие должно убеждать их в ограниченности знаний отдель­ного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель, являться пищей для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое учебное занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворен­ности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время учебного занятия ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленно­стью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психо­логической готовности учащихся, оборудованием учебного занятия, доведением до конца его замысла.

Завершенность - одно из требований к хорошему учебно­му занятию.

Учебное занятие - это целостная, логически закончен­ная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы образовательного процесса: содер­жание, средства, методы, организационные моменты. От их продуманности, взаимосвязи и рационального использова­ния зависит результат.

Современное учебное занятие представляет собой слож­нейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множе­ство различных требований.

Как известно, система учебных занятий по любому учеб­ному предмету имеет циклический характер, обладая пери­одичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала - темой - и имеет следующие дидактические части: изучение нового материала; закрепление материала; повторение изученно­го; контроль знаний; применение знаний к решению задач; формирование практических умений и навыков, личностно­-социальных компетенций.

В соответствии с этим тематический цикл учебных заня­тий содержит различные их виды: учебные занятия изуче­ния нового материала; комбинированные учебные занятия, учебные занятия применения знаний, формирования прак­тических умений и навыков; учебные занятия повторения; учебные занятия контроля.

В системе учебных занятий по учебному предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного учебного предмета как области науки или практики.

К каждому виду учебного занятия предъявляются опре­деленные требования. Но существуют и общие критерии, ко­торым должно удовлетворять современное учебное занятие.

 

КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 

 1. Результативность.

Оценка качества и результативности даже одного учебного занятия является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В продуктивном педагогическом опыте учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного учебного занятия:

-       создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

-       объем и прочность познавательной информации, полученной учащимися;

-       формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

-       вклад в формирование личностных качеств учащихся в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

-       формирование и поддержание мотивации достижения успеха каждым учащимся с учетом его возможностей и способностей;

-       высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность учебного занятия достигается эконом­ным и целесообразным расходованием времени, примене­нием разнообразного арсенала педагогического инструмен­тария (методик, технологий, методов, средств, способов, приемов обучения). Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, его авторитет и преданность делу.

2. Структурированность учебного занятия.

В современных условиях, когда объем научной информа­ции огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится определение структуры учебного занятия, нахождение оптимального (в первую оче­редь с точки зрения затрат времени) варианта работы с учеб­ным материалом, выбора методов обучения, эффективность их использования на каждом этапе.

Рациональную структуру учебного занятия обеспечивают:

-       комплексное планирование задач обучения, воспита­ния и развития;

-       выделение в содержании учебного занятия и конкрет­ной темы главного, существенного;

-       определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения но­вого, закрепления, домашнего задания;

-       выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

-       реализация в образовательном процессе принципов дифференциации! и индивидуализации;

-       создание необходимых учебно-материальных усло­вий обучения.

Большая часть времени (20-30 минут) должна быть по­священа изучению нового материала (учиться на самом учеб­ном занятии). Чтобы данный материал был прочно усвоен учащимися, надо определить его в зону ближайшего раз­вития, привязать к изученному, знакомому, которое актуализируется перед началом работы над новой темой. Отсюда название первой части - актуализация опорных знаний, уме­ний и навыков, а не узкое - «опрос». Контрольная же функ­ция на учебном занятии не самоцель, не средство корректи­ровки содержания учебного предмета, а постоянная обратная связь в системе «учащийся - учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний в практической деятельности: решение задач, выполнение упражнений, проведение опытов и др. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему, самым коротким путем ве­дущую учащихся: к достижению цели широко используемого учителями комбинированного учебного занятия.

3. Активизация познавательной деятельности уча­щихся.

Эффективное усвоение знаний предполагает такую орга­низацию познавательной деятельности, при которой учеб­ный материал становится предметом активных мыслитель­ных и практических действий каждого учащегося. Важную роль в этом играет интерес. Задача учителя - создать такую атмосферу в классе для работы, чтобы принимать в ней уча­стие изъявил желание каждый учащийся. Неоценимую по­мощь в этом окажет молодому специалисту использование интерактивных форм и методов взаимодействия. В системе «учитель - класс - учащийся» включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов; идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каж­дый учащийся говорит, слушает и слышит, учится и учит, подчиняется и руководит.

4. Дидактическая структурированность учебного материала.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является такое построение учебного занятия, в ос­нове которого лежит проблемная ситуация - возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.

Обучение с помощью проблемной ситуации можно пред­ставить поэтапно:

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной ра­боты

1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Обнаружение скры­того противоречия в проблемном вопросе

Установление при­чинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях

2.Формулиро­вание гипотезы

Обозначение с по­мощью гипотезы основного направле­ния поиска ответа

Выдвижение гипоте­зы

3.Доказа­тельство гипотезы

Доказательство или опровержение пред­положения, выска­занного в гипотезе

Установление при­чинно-следственных связей

4. Общий вывод

Обогащение ранее сформированных причинно-следст­венных связей но­вым содержанием

 

 

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Естественно, его помощниками могут быть пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация: - это особое пси­хологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-лич­ностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти фак­торы, создавать проблемные ситуации в сознании учащих­ся, наиболее успешно развивает их творческие способности.

5. Самостоятельность и творчество учащихся в обра­зовательном процессе.

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач: создать такие педа­гогические условия, при которых учащиеся с осознанным интересом будут заниматься самостоятельной работой; на­учить их рациональным приемам такой работы; научить са­мостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на осно­ве тщательно продуманной системы, в которой будут четко определены задачи и место в образовательном процессе каж­дого вида самостоятельной работы; использование адекват­ных ей методов, приемов и средств.

В образовательном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; подготовка реферата по определенной теме, презентации; работа с дидактическим материалом; решение проблемной ситуации; подготовка материалов для тематического портфолио; продумывание заданий для групповой работы одноклассников; выполнение лабораторной работы; разработка проектов; моделирование учебных ситуаций и др.

6. Практико-ориентированность.

Любое современное учебное занятие должно помочь учащемуся ответить на ряд вопросов; зачем? Для чего? Почему? Данные вопросы помогут, с одной стороны, молодому учителю сориентироваться в практической направленности учебного материала, а, с другой стороны, учащемуся определить его ценность и значимость для освоения и усвоения тех или иных концепций, моделей, положений, закономерностей, точек зрения.

7. Рациональное использование имеющегося в учреждении образования учебно-методического комплекса.

Современное учебное занятие – это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным кабинетом, который включает в себя, как правило, три основных компонента: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.

В учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, пособия, справочные материалы, которые составляют внутреннее его содержание. Чтобы они были приведены в действие и влияли на качество проводимых учебных занятий, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от оборудованных рабочих мест учителя и учащихся до электронных средств обучения. Все это называется средствами управления образовательным процессом, которыми необходимо владеть современному учителю.

 

 

КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный– организация класса в течение всего учебного занятия, готовность учащихся к учебному занятию, порядок и дисциплина.
  2. Целевой– определение целей учения как на все учебное занятие по данной теме, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный– определение значимости для учащихся (самими учащимися) изучаемого материала как по данной теме, так и по всему содержанию учебного предмета.
  4. Коммуникативный – организация общения учителя с классом, учащихся между собой.
  5. Содержательный – осуществление подбора материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.
  6. Технологический– определение форм, технологий, методов обучения, оптимальных для данного типа учебного занятия, темы, класса.
  7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности учащегося на учебном занятии для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический – подведение итогов учебного занятия, анализ и самоанализ деятельности учащихся на учебном занятии (отдельных этапах), анализ результатов собственной деятельности учителя по организации и проведению учебного занятия.

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основной формой организации образовательного процесса при реализации программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие.

Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом учеников.

Учебные занятия даже по одному учебному предмету мало похожи друг на друга. Для учебных занятий характер­ны специфические признаки:

1)    постоянная группа учащихся (класс);

2)    руководство учителем деятельностью учащихся с уче­том индивидуальных особенностей каждого из них;

3)    овладение основным изученным материалом на учеб­ном занятии.

Структура учебного занятия и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения и воспитания. В зависимости от преоб­ладающих методов и средств обучения один и тот же тип учеб­ного занятия может иметь несколько разновидностей (видов).

Структура учебного занятия - совокупность элементов учебного занятия, обеспечивающая его целостность и сохран­ность основных характеристик при различных вариантах.

 

ПРИМЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Организация начала учебного занятия— 2 минуты. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к учебно­му занятию, сообщить его тему и цель.
  2. Проверка домашнего задания - 3 минуты. Определить уровень усвоенного учебного материала предыдущей темы и подготовить учащихся к восприятию новой информации.
  3. Основная часть. Изучение нового материала - 20 ми­нут. Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением самих учащихся.
  4. Первичное закрепление знаний - 5 минут. После объяс­нения нового материала можно использовать специальные зада­ния, направленные на выработку умений и применения знаний.
  5. «Самостоятельная работа учащихся с последующим контролем - 10 минут.
  6. Подведение итогов учебного занятия - 2 минуты. Выяснить, чему научились учащиеся на учебном занятии, что нового и полезного узнали для себя, аргументировать оценку их знаний.
  7. Информация о домашнем задании - 3 минуты. Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Форма- это наружный вид чего-то, внешнее очерта­ние, определенный установленный порядок; внутренняя ор­ганизация содержания.

Применительно к обучению, форма - это специальная кон­струкция образовательного процесса, характер которой об­условлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся. Данная конструкция пред­ставляет собой внутреннюю организацию содержания, кото­рым выступает процесс взаимодействия, общения учителя и учащихся в ходе работы над конкретным учебным материалом.

Выделяют следующие основные формы организации об­разовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Фронтальная форма предполагает совместную деятель­ность учителя и всего класса: учитель излагает учебный ма­териал для всего класса, ставит одинаковые задачи, а учащи­еся решают одну проблему, овладевая учебным материалом.

При групповой работе класс делится на несколько групп, которые выполняют одинаковые или различные за­дания. Количество учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Груп­повая работа учащихся может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения лабора­торных и практических работ, изучения нового материала.

Парная форма работы представляет собой взаимодей­ствие в системе «учащийся- учащийся». Она целесообраз­на в том случае, когда один учащийся (сильный) выполняет функции учителя и научает другого учащегося (менее подго­товленного); обучая другого, закрепляет свои знания.

При индивидуальной работе каждый учащийся по­лучает задание, которое он выполняет независимо от одно­классников. Как правило, при определении задания учитель учитывает уровень подготовки и возможности учащегося. Такая форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятель­ности учащегося, дифференциации заданий.

Следует отметить, что использовать в образовательном процессе каждую из форм отдельно нежелательно. Только их оптимальное сочетание дает ожидаемые результаты. Сочета­ние же определяется учителем на основе решения образова­тельных задач, специфики темы, объема материала и др.

Охарактеризованные формы организации образователь­ного процесса имеют свои разновидности: урок, экскурсия, практикум, домашняя работа, факультативное занятие, се­минарское занятие, консультация, конференция, дополни­тельное занятие и др.

Урок является основной формой организации образова­тельного процесса.

Лекция- форма проведения учебного занятия, направ­ленная на устное изложение материала по определенной теме. В практике работы учителей чаще всего используется установочная лекция, которая используется в начале изуче­ния учебного предмета либо объемной крупной темы.

Одна из разновидностей данной формы - интерактивная лекция. В чем ее отличительные особенности?

Во-первых, она предполагает обоюдную активность учителя и учащих­ся; во-вторых, обеспечивает возможность определения уров­ня изложения содержания учебного материала с учетом под­готовленности учащихся, режима работы с использованием ЭСО, дидактических материалов; в-третьих, основывается на поддержании прямых и обратных связей с учащимися через диалог, мини-дискуссии, постановку вопросов относи­тельно личного понимания ключевых слов темы.

К интерактивной лекции предъявляется ряд требований:

-       обоснование выбора темы занятия;

-       установление активной коммуникации с классом на основе прямых и обратных связей;

-       четкая формулировка цели, определение задач, дета­лизирующих реализацию поставленной цели лекции;

-       пошаговое развертывание содержания рассматривае­мой проблемы в тематическом поле лекции;

-       планирование набора действий по стимулированию интереса и мотивации к проблематике лекции и вопросов для мини-дискуссий;

-       выявление в процессе мини-дискуссий новых смыс­лов и концептуальных связей между выделяемыми функци­ональными компонентами лекции;

-       определение противоречий, которые будут решаться введением новой образовательной технологии «интерактив­ная лекция»;

-       определение отношения учащихся к выводам из со­держания учебного занятия;

-       подведение итогов лекции, оценивание ее качества по определенным критериям.

Семинарское занятие - это продуманный и подготовлен­ный заранее процесс обучения и воспитания на определен­ную тему, проводимый в диалогической форме. Чаще всего такие занятия проводятся после изучения темы, для повторе­ния изученного материала. Учитель заранее готовит ряд во­просов по теме и распределяет их среди учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят развернутый ответ по своему вопросу (дома, в библиотеке, в учебном кабинете с помощью Интерне­та). После выступления учащегося класс задает ему вопросы по теме. Может быть организовано коллективное обсуждение выступления одноклассника, рекомендована отметка за ра­боту. Выставление отметки аргументируется учителем.

 

Факультативное занятие - это занятие, направленное на повышение у учащихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию по­знавательной деятельности, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Оно предназначено для расширения кругозора, формирования личностных качеств, развития творческого потенциала учащихся. Благодаря факультатив­ным занятиям каждый учащийся может самоопределиться, попытаться познать себя, «найти себя» в каком-то конкрет­ном деле: будь то занятия, направленные на развитие дви­гательной активности, или занятия по подготовке к интел­лектуальным состязаниям, смотрам, конкурсам, или просто обеспечивающие удовлетворение личностных интересов.

Факультативные занятия направлены на выполнение ряда функций:

а) предметной - ориентированной на повышение уровня изучения учащимися отдельных учебных предметов с тем, чтобы успешно участвовать в предметных олимпиадах, кон­курсах, централизованном тестировании;

б) развивающей - направленной на личностное раз­витие учащегося с учетом его склонностей, интересов и по­требностей, на приобщение к поисково-исследовательской деятельности;

в) мотивационной - призванной развивать у учащихся мотивацию достижения успеха не только в изучении отдель­ных предметов, но и в социально-значимых делах;

г) коррекционно-стимулирующей - направленной на «выравнивание» образовательного уровня учащегося, обе­спечение на этой основе избавления от комплексов «неуспешности», стимулирование продвижения вперед, значи­мых результатов деятельности;

д) адаптационной – позволяющей формировать у учащихся социальные компетенции, мобильность, способность быстро адаптироваться к условиям, атмосфере, ситуации;

е) профориентационной – призванной оказывать учащимся помощь в их профессиональном самоопределении.

Факультативные занятия проводятся по учебным программам, позволяющим обеспечивать соблюдение преемственности между обязательными учебными предметами и факультативными занятиями, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. Естественно. Что при определении перечня таких занятий необходимо исходить не только из личных желаний учащихся, их родителей, но и возможностей учреждения образования. Желательно учитывать конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с региональными условиями.

Содержание факультативных занятий чаще всего носит практико-ориентированный характер. В зависимости от их вида определяются формы работы.

Важным педагогическим условием эффективности факультативного занятия, на наш взгляд, является возникновение и поддержание познавательного интереса учащихся.

Практическое занятие – форма проведения учебных занятий, ориентированная на связь теории с практикой и служащая для закрепления знаний путем вовлечения учащихся в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, формирования умений пользоваться научно-справочной литературой, техническими и другими средствами. Как правило, практические занятия ориентированы на наиболее значимые темы, предусматривающие формирование умений и навыков использования теоретических знаний на практике.

Важным условием продуктивности практических занятий является подготовка к ним учащихся: изучение литературы по теме, вычленение сущности явления в изучаемом материале, владение методами исследования, умение моделировать и проектировать, готовность иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Лабораторное занятие — форма организации учебных занятий, направленная на углубленное изучение научно-те­оретических основ учебного предмета и овладение современ­ными методами, умениями экспериментирования с помощью специального оборудования (аппаратуры, приборов), элек­тронных образовательных ресурсов. На таких занятиях уча­щиеся на основе проводимых опытов включаются в процесс познания явлений, закономерностей, свойств, законов. Это позволяет им осваивать на практике работу машин, прибо­ров, процессов, формировать умения работы с аппаратурой, схемами, моделями, пользоваться измерительной техникой.

Практикум- это особый вид учебных занятий, наце­ленных на практическое усвоение учащимися основных по­ложений конкретной темы.

Данная форма предусматривает самостоятельное вы­полнение учащимися практических и лабораторных работ. Обычно она применяется в комплексной форме в 10-11-х классах, но, уже начиная со второй ступени общего среднего образования, учащиеся выполняют кратковременные лабо­раторные и практические задания, готовящие их к развер­нутой исследовательской деятельности.

Уроки-практикумы проводятся, как правило, после изу­чения какого-либо раздела (темы) с целью повторения и углу­бления пройденного материала. Это групповая форма работы, когда класс делится на группы по 2-3 человека в каждой. Каждая группа выполняет отличающиеся от других лабора­торные и практические задания по специальному расписа­нию, чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации учащихся. Важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей внутри них.

Самостоятельная работа учащихся предусматривает ис­пользование наглядных, практических и исследовательских методов. В ходе работы производится анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов.

После проведения практикума проводится групповая проверка. Также не исключается самопроверка, которая способствует развитию самооценки учащихся.

Важным условием для проведения практикумов явля­ется наличие кабинета-лаборатории с необходимым обору­дованием, а также подробных инструкций по выполнению заданий и инструкций по технике безопасности к каждой проводимой работе.

Ролевая игра - форма учебных занятий, которая чаще всего применяется учителями учебных предметов гумани­тарной направленности. Она может использоваться при усво­ении вопросов речевого этикета, при развитии полемических умений и ведения диалога, при изучении иностранных язы­ков в предлагаемых разнообразных ситуациях.

 Суть заклю­чается в создании таких ситуаций, в которых каждый участ­ник игры выполняет определенную социальную роль - врача, судьи, адвоката, экскурсовода, бизнесмена и др. Игра имеет определенные правила, с которыми учащиеся знакомятся за­ранее. Ведущий, т. е. учитель, руководит ходом игры.

Данная форма учебных занятий предполагает создание ситуации, близкой к реальной, пробуждает у учащихся ин­терес к изучаемой теме, повышает результативность учебной деятельности. Кроме того, использование игровой формы помогает всем участникам учиться экономить время на отра­ботку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения, развивает у них мотивацию достижения успеха. В конце игры подводятся итоги. Осуществляется самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реаль­ностью, определение значимости полученных результатов.

Диалог- форма работы, характеризующаяся сменой вы­сказываний двух или нескольких (полилог) говорящих лиц. Реплики говорящих связаны между собой по смыслу и со­ставляют вместе единое целое, поэтому диалог рассматрива­ется как вид связной речи или текста.

В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мими­ка, интонация. Для него характерны некоторые стилисти­ческие особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и др.

Ценность диалога состоит, в первую очередь, в том, что он является продуктивным способом развития речевого об­щения учащихся.

Доклад - форма публичного выступления, сообщения на определенную тему. В учреждении образования докла­ды используются в процессе преподавания разных учебных предметов, как на учебном занятии, так и при проведении факультативных занятий. Доклад - эффективное средство развития научного стиля речи учащихся. Важную роль в раз­витии учащихся играет процесс подготовки к докладу: опре­деление темы, сбор материала, составление плана или тези­сов, написание текста. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащих­ся. Нередко доклад делается лишь по тезисам, без подготов­ки полного текста. В этом случае становится эффективным средством развития устной речи. Обсуждение доклада ори­ентирует на вовлечение всех учащихся в данный процесс, что позволяет формировать у них умения высказываться ар­гументировано, кратко, отстаивая свою точку зрения.

Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый ее участниками с целью поиска истины. Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. Для того чтобы каждый учащийся мог быть активным участником процесса обсуж­дения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы (до 10 человек). Положительным моментом в проведении дискуссии является подбор состава участников, разных по уровню подготовки, личностным качествам и др.

В педагогической практике получили распространение раз­личные виды обмена мнениями, представляющие собой сверну­тые формы дискуссии: дебаты, круглые столы, диспуты и др.

Дебаты- четко структурированный и специально ор­ганизованный публичный обмен мнениями между двумя сторонами по актуальным темам; разновидность публичной дискуссии, участники которой призваны переубедить в сво­ей правоте третью сторону, а не друг друга; формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников (представителей двух противосто­ящих, соперничающих команд) и взаимных опровержений. Вербальные и невербальные средства, которые используют­ся участниками дебатов, имеют целью получения определен­ного результата - сформировать у учащихся другой коман­ды положительное впечатление от собственной позиции.

Круглый стол - разновидность дискуссии, в которой на равных участвуют все учащиеся и учитель, собравшие­ся «за столом». Данная форма предполагает рассмотрение актуальной для учащихся проблемы, которая, в результате ее обсуждения с помощью метода «цепной реакции» к кон­цу учебного занятия должна быть решена либо должно быть предложено несколько вариантов ее решения. Поэтому про­водить тематические круглые столы целесообразно на заклю­чительном занятии по данной теме.

Диспут - специально подготовленный и организован­ный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более сторон, отстаиваю­щих свои позиции. Цель проведения диспута — формирова­ние оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Данная форма продуктивна в процессе формирования у учащихся умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Конференция – собрание, на котором обсуждается какой-либо актуальный вопрос. Используется как форма коллективной деятельности, направленная на развитие познавательных интересов, мотивации исследовательской деятельности.

В учреждениях образования проводятся конференции по различным учебным предметам, направлениям, проблемам, читательские конференции. В ходе конференции заслушиваются основной доклад, содоклады; участники выступают с сообщениями, проходят дискуссии. Иногда конференция проводится как итоговое учебное занятие по изучению разделов учебного предмета. Поэтому она выступает эффективным средством обогащения словарного запаса учащихся, развития у них связной речи, главным образом деловой устной.

Домашняя учебная работа – это самостоятельная форма работы учащихся, выполняемая ими вне класса и без непосредственного руководства учителя, но с учетом данных им рекомендаций.

Значение домашней работы состоит в том, что она развивает самостоятельность рассуждений и действий учащегося. Хотя он и работает в соответствии с указаниями учителя, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному усвоению учебного материала.

Существуют определенные дидактические требования к домашней работе.

 Задания должны быть:

а) небольшими по объему, но содержательными, сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении правила, операции мышления, практических действий;

 б) более просты и понятны, чем те, что выполнялись в классе;

 в) связаны с непосредственными наблюдениями и впечатлениями учащихся, особенно при составлении задач, примеров, предложений, написании сочинений, проведении практической работы;

 г) сопровождаемы инструктивными указаниями о том, как их выполнять, чтобы предупредить возможность механического копирования работы, выполняемой в классе;

д) индивидуализированы с учетом возможностей и подготовки учащихся; е) проверены учителем после проведения учебного занятия либо со всем классом на следующем учебном занятии, что формирует дисциплинированность и ответственность учащихся.

Консультация – форма учебных занятий, на которых учитель разъясняет учащимся отдельные вопросы содержания учебного предмета. Консультация может проводиться индивидуально или по группам, для одного класса или для учащихся разных классов. Как правило, вопросы для консультаций инициируют сами учащиеся.

В период подготовки учащихся к выпускным экзаменам составляется расписание консультаций, которые проводятся по темам и разделам учебного предмета. Консультации могут проводиться учителями перед контрольными и тематическими работами.

Самостоятельная работа учащихся – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия, осуществляемая при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении учебного материала. Многие виды работ учащихся могут быть как самостоятельными, так и несамостоятельными. Сообщение новой темы может быть организовано в форме эвристической беседы с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в целостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения и усвоения материала учебника без помощи учителя. Организуя самостоятельную работу учащихся на учебном занятии, учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от поставленных задач, условий работы, использует специальные сборники задач, упражнений, заданий для учащихся, а также рабочие тетради по учебным предметам на печатной основе.

Метод– это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной  задачи; способы совместной деятельности учителя и уча­щихся, направленные на достижение ими образовательной цели. Составной частью метода является - прием.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения материала и ха­рактер взаимодействия участников данного процесса.

Методы обучения классифицируются по ряду признаков:

-источнику знаний;

-характеру познавательной деятельности учащихся;

          -руководящей роли учителя;

-степени активности учащихся;

-возможности стимулирования и самостимулирования учебной          деятельности;

-условиям контроля и самоконтро­ля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В педагогической деятельности методы реализуются в различных формах (в конкретных действиях, организаци­онных формах, приемах и др.) и осуществляются различны­ми средствами обучения (ТСО, учебное пособие, речь и др.).

На учебном занятии методы обучения должны соответ­ствовать его задачам и материальному обеспечению; харак­теру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся; их индивидуальным особен­ностям, подготовленности и возможностям; личностным качествам учителя и уровню его методической подготовки; бюджету времени.

В педагогической практике учителя чаще всего исполь­зуют словесные (объяснение, рассказ, работа с книгой, изло­жение, рассуждение, беседа, проблемное изложение), нагляд­ные, практические методы обучения, а также наблюдения.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ

УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ

 

1. Организационные требования:

соответствующая подготовка учебного кабинета, ра­бочих мест к проведению учебного занятия;

четкость, рациональное использование времени на учебном занятии;

создание деловой рабочей атмосферы;

дисциплинированность учащихся.

Продуманную структуру учебного занятия отличают: организационная четкость; рациональное использование времени; четкая постановка учебной цели; ясная формули­ровка темы и конкретных задач учебного занятия; гибкая, но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, со­держанию и методам проведения учебного занятия; исполь­зование в зависимости от ситуации на учебном занятии того или иного педагогического инструментария (средств, при­емов, технологий).

2. Общедидактические требования:

цели - обучающие, развивающие, воспитательные;

содержание - объем и структура учебного материала; актуализация опорных знаний, сформированных умений, навыков учащихся;

изложение нового материала;

закрепление материала;

обучение - доступность, проблемность, индивидуаль­ный и дифференцированный подход, наглядность и исполь­зование технических (электронных) средств обучения, меж­предметные связи;

учение - работа в зоне ближайшего развития лич­ности учащегося, активность, самостоятельность, творче­ство, поиск, общеучебные умения, учебно-познавательные компетенции;

контроль и оценка - проверка домашнего задания, текущая обратная связь, оценивание уровня учебных дости­жений учащихся, уровня сформированности у них учебных умений и навыков, учебно-познавательных компетенций.

3. Психологические и этические требования:

собранность и внимательность учителя, его самооб­ладание и постоянный контроль над собой, бодрость духа и оптимизм, умение управлять своим настроением;

высокая требовательность, сочетающаяся с доброже­лательностью, справедливостью и уважением личности уча­щегося, соблюдение педагогического такта;

организация внимания учащихся, учет их возраст­ных и индивидуальных особенностей, создание на учебном занятии положительной эмоциональной обстановки;

проектирование развития личности каждого учаще­гося в пределах изучения учебного предмета и каждого учеб­ного занятия;

использование средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих лич­ностное развитие.

4. Гигиенические требования:

температурный режим;

освещение кабинета;

соответствие классной мебели росту учащихся;

правильная посадка учащихся;

предупреждение умственного и физического пере­утомления учащихся;

соблюдение норм пользования учащимися компью­терной техникой;

своевременное и качественное проведение физкульт­минуток.

5. Техника проведения учебного занятия:

оптимальность темпа и ритма учебного занятия;

завершенность каждого этапа;

эмоциональность учебного занятия;

атмосфера активного творческого труда, сотруд­ничества;

сменяемость видов деятельности, оптимальность со­четания педагогического инструментария;

речевая грамотность всех участников образователь­ного процесса.

Молодому специалисту важно помнить, что основной предпосылкой реализации требований к учебному занятию, условием его эффективности являются профессиональная квалификация, интеллектуальный, нравственный и куль­турный облик, формируемый на основе непрерывного само­образования самого учителя.

 

ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 

1. Подготовка учителя к учебному занятию.

Качество любого учебного занятия в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Схематично данный процесс можно представить следующим образом.

1-й этап- изучение учебной программы. Эту часть рабо­ты учитель выполняет в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращает на основные цели и за­дачи учебного предмета в целом и каждого раздела програм­мы в частности.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учи­тель вновь обращается к программе для того, чтобы четко сформулировать цели и задачи, которые необходимо будет решить совместно с учащимися в процессе изучения темы на каждом конкретном учебном занятии.

Изучая содержание учебной темы, учитель определяет логическую взаимосвязь с ранее изученным материалом, а также с тем, который еще предстоит изучать. Это позво­ляет определить место каждого учебного занятия в системе учебных занятий по изучаемой теме и четко сформулировать цели деятельности.

2-й этап- знакомство с методической литературой и ее изучение. Изучив содержание очередной темы по учебной программе, учитель просматривает соответствующие разде­лы учебника, методических рекомендаций, а также знако­мится со статьями в методических журналах, собирает необ­ходимый материал для общего плана изучения темы.

3-й этап– изучение материала учебника по конкретной теме учебного занятия. В процессе изучения данного материала учитель мысленно соотносит характер и логику его изложения с достигнутым уровнем подготовки и развития своих учащихся. Особое внимание необходимо уделить тому, как на учебном занятии реализовать принцип достигнутости изложения учебного материала. Тщательно продумывается ход учебного занятия, методика его проведения.

4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в учреждении образования средств обучения, необходимых для данного учебного занятия. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает электронные средства обучения, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание уделяет подготовке учебных демонстрационных и лабораторных работ. Технику их проведения учитель тщательно продумывает, и, если в этом есть необходимость, репетирует, чтобы на учебном занятии все прошло так, как планировалось.

5-й этап – разработка плана учебного занятия. План учебного занятия – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению учебного занятия. Он составляется на основе календарно-тематического планирования с учетом реального продвижения в изучении темы. Молодому специалисту желательно разработать развернутый план учебного занятия, в котором отразить:

1)    тему учебного занятия;

2)    его цели и задачи;

3)    структура учебного занятия – последовательность учебных действий при изложении материала и проведении самостоятельной работы учащихся;

4)    перечень и место учебных демонстраций;

5)    время на каждый этап учебного занятия ( при необходимости);

6)    используемое оборудование и дидактический материал.

При разработке плана учебного занятия учитывается степень подготовленности учащихся к осознанному усвоению учебного материала, к выполнению проектируемых учебных действий. Кроме того очень важно предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у «слабых», и наметить пути их преодоления (например, индивидуальная работа, консультация у одноклассника и др.).

План учебного занятия не должен быть громоздким, перенасыщенным дополнительной информацией. Вместе с тем, и его форма, и его объем должны быть удобными для работы самого учителя. План учебного занятия учитель разрабатывает для себя и своих учащихся; это авторский «документ», авторская педагогическая продукция.

 

 

 

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

ПО ПОДГОТОВКЕ К УЧЕБНЫМ ЗАДАНИЯМ

 

  •  Внимательно вчитывайтесь в содержание раздела программы при подготовке к учебному занятию.
  •  Не торопясь изучите содержание данного раздела.
  •  Проанализируйте учебный материал.
  •  Сформулируйте цель учебного занятия. Ответьте на вопрос, чего бы вы хотели достичь в результате учебного занятия.
  •  Представьте коллектив данного класса, отдельных учащихся и постарайтесь наметить направления их деятельности по решению задач учебного занятия.
  •  Выберите необходимый методический инструментарий, который, на ваш взгляд, будет оптимален для данного класса и для данного учебного занятия.
  •  Соизмерьте выбранный инструментарий со своими возможностями, определите свои действия на учебном занятии.
  •  Продумайте структуру учебного занятия, его ход.
  •  Зафиксируйте все это в плане или конспекте учебного занятия.
  •  Повторите про себя или вслух основные моменты плана.
  •  Проверьте себя:

a)    какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены учащимися на учебном занятии;

б) какие умения должны быть сформированы или развиты на данном учебном занятии;

в) какие мировоззренческие понятия, личностные качества учащегося будут формироваться или развиваться;

г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

  •  Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к учебному занятию: само помещение, рабочие места учащихся, наличие ТСО, дидактических материалов, словом, все, что будет применяться на учебном занятии. Стремитесь к тому, чтобы начало учебного занятия было организованным: это дисциплинирует учащихся. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала учебного занятия, но так, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  •  Начинайте учебное занятие энергично. Не задавайте учащимся вопрос: кто не выполнил домашнее задание?  Это приучает к мысли, будто невыполненное задание – обычное дело. Необходимо организовать образовательный процесс на учебном занятии так, чтобы все учащиеся на каждом его этапе были заняты делом. Помните: паузы, медлительность, безделие – источник, разрушающий рабочую дисциплину учебного занятия.
  •  Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп учебного  занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  •  Обращайтесь чаще с просьбами, вопросами к тем, кто на уроке может заняться посторонним делом.
  •  Мотивируя оценку знаний, придавайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Приучайте учащихся к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  •  Аргументировано и объективно оценивайте знания учащихся. Приучайте их к объективной самооценке результатов своего труда.
  •  Заканчивайте учебное занятие общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть все в классе испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на учебном занятии. Постарайтесь заметить положительное в работе каждого учащегося.
  •  Завершайте учебное занятие со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  •  Удерживайтесь от излишних замечаний.
  •  Обходитесь без помощи посторонних. Помните: налаживание дисциплины, моет быть, единственная область педагогической практики, где помощь на учебном занятии идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим учащимся. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться. Действенным средством поддержания рабочей дисциплины на учебных занятиях является ваше чувство юмора.
  •  Не допускайте конфликтов с классом или с отдельным учащимся в ходе учебного занятия, а если конфликт возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  •  Уважайте личность учащегося. Найдите в каждом учащемся те качества, за которые его стоит уважать.
  •  Будьте оптимистом. И у вас все получится.

 

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Для того чтобы овладеть педагогическим мастерством, молодому специалисту следует взять за правило: тщательно анализировать каждое проведенное учебное занятие, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности. При этом важно отметить как свои удачи, так и свои промахи, найти истоки тех и других, выяснить, были они «запрограммированы» на стадии подготовки к учебному занятию или явились результатом работы в ходе учебного занятия.

При анализе учебного занятия опасно и самобичевание, и самолюбование; необходима объективная оценка. Для этого целесообразно еще раз обратиться к плану проведения учебного занятия и спокойно восстановить в памяти все его этапы занятия. Быть может, появится необходимость внести какие-то коррективы в план – это можно сделать здесь же. Объективный самоанализ – это шаг к профессиональному развитию.

Анализ учебного занятия должен опираться на знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знание теории воспитания и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить идеально взятое учебное занятие, надо выявить его место в системе учебных занятий по теме: на какое, ранее усвоенное содержание оно опирается, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания последующих учебных занятий. Такое рассмотрение конкретного учебного занятия в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена его цель, а также обеспечит логику изучения учащимися учебного материала.

Правильная постановка общей цели учебного занятия и вытекающих из нее конкретных задач – одно из важнейших условий эффективности учебного занятия.

Анализируя учебное занятие, надо выявить, как понимает цель учебного занятия сам учитель. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Учебное занятие призвано решать комплекс задач, направленных на воспитание и развитие личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи учебного занятия должны быть хорошо осознаны учителем, направлять его действия.

Анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цель и задачи учебного занятия: какие знания приобрели учащиеся, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками учащиеся овладели или начали овладевать. Трудно, а порой даже невозможно установить, какие изменения произошли в воспитании и развитии личности учащегося на отдельном учебном занятии, - обычно они проявляются в дальнейшем, в результате проведения целой системы учебных занятий. Но, анализируя ход учебного занятия, его этапы, надо обратить внимание на действия, которые предпринимал учитель для осуществления намеченных задач воспитания и развития, какие ситуации он создавал для этого на учебном занятии и насколько удачно это было сделано.

Весь дальнейший анализ учебного занятия и должен быть посвящен рассмотрению образовательных ситуаций, созданных учителем на всех этапах учебного занятия, и педагогической оценке этих ситуаций с точки зрения их эффективности для достижения намеченной цели и конкретных задач учебного занятия: какие ситуации были созданы учителем, чтобы настроить детей на организованную, деловую работу? Какое место отвел учитель проверке выполнения домашнего задания и как организовал эту часть учебного занятия? Было ли потрачено впустую время на том или ином этапе занятия? Какие учебные ситуации создавал учитель на учебном занятии, чтобы мобилизовать внимание учащихся и подготовить их к восприятию нового учебного материала? Удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное? Какие средства для этого использовались?

При анализе этапа учебного занятия, посвященного новой теме, важно выявить и оценить учебные ситуации, созданные учителем для решения этой задачи. Необходимо выяснить, насколько удачны с образовательной точки зрения были созданные учителем ситуации и их дидактическая последовательность. Удалось ли обеспечить внимание. Заинтересованность, активную работу мысли учащихся, контакт с классом? Если учащиеся выполняли самостоятельную работу, то создавал ли учитель учебные ситуации самоконтроля, самопроверки? Проверял ли понимание учащимися нового материала и что сделал для его закрепления? Насколько эффективными оказались соответствующие учебные ситуации?

При анализе учебного занятия надо установить, как было дано домашнее задание. Очень важно правильно оценить характер домашнего задания: насколько оно способствует развитию, углублению знаний, совершенствованию умения учиться, подготавливает к сознательному усвоению материала последующих учебных занятий, ориентирует на наблюдения над предметами и явлениями природы и труда, стимулирует развитие многогранных духовных потребностей, учитывает особенности и возможности слабых и сильных учащихся. Поэтому домашнее задание рекомендуется дифференцировать.

Анализ, исследование, сравнение – эти формы активного умственного труда должны пронизывать домашнее задание.

Подобного рода анализ учебного занятия позволит учителю выявить сильные и слабые стороны занятия и сделать практические выводы для совершенствования образовательного процесса.

Педагогическая наука и практика накопила богатейший материал по анализу и самоанализу учебного занятия. Предлагаем молодому специалисту методические материалы, которые окажут помощь при подготовке к учебному занятию и его последующему самоанализу.